Исследование семейной истории, навыки интервью и составление опросников
Набор студентов на второй поток запланирован на март 2022 года
Подробнее о программах
Все
Школа антрополога
Семейная история
Школа городского антрополога
Участники узнают, чем память отличается от истории, и какая бывает память; что такое "антропологический поворот"; получат начальные знания о технике и этике интервьюирования; составят и обсудят 3 рабочих опросника
1 неделя
Антропология: знание из общения.
Автобиографическая память и другие виды памяти.
Методы интервьюирования, методы анализа текстов.
2 неделя
Опросник: друг и враг
Виды интервью: структурированное, полуструктурированное, глубинное, экспертное. Биографическая часть интервью. Техническое и юридическое обеспечение интервьюирования, методы расшифровки.
3 неделя
Этнография в антропологии
Этничность и ее "носители": семейные и календарные обряды и праздники; одежда, блюда национальной кухни, предметы быта, религиозность.

Вещи в семейной памяти. Различия между поколениями в семейной памяти. Составление опросника по национальной культуре и этнической (само)идентификации.
4 неделя
Город как текст
Историческое и мифологическое пространство города. Устные / семейные истории: дом, двор, район, город. Места семейной памяти. Проекты "народной памяти" на карте ее неподцензурность.

Составляем опросник по устной памяти горожан (определенного периода / района или по другим параметрам).
5 неделя
Профессии и увлечения
Как наш профессиональный опыт может оказаться полезен в определении области исследования? Если такого опыта нет - какие выгоды можно извлечь из позиции "новичка"?
Понятие о субкультуре (люди-места-тексты- "словарь" - передача опыта - принятие в члены сообщества и др.).
Эмоции в нашей жизни: смешное, страшное, удивительное как "узлы памяти" или "точки прерывания идентичности".
Наталья Граматчикова
куратор
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, доцент УГИ УрФУ. Занимается автобиографической и документальной прозой, эго-документами, семейной и устной памятью; читает курсы по фольклору, мифологии и современному городскому и сетевому фольклору.
Семейная история
Участники познакомятся с основами генеалогии, научатся оформлять семейное древо, поколенную роспись, с помощью изученных шаблонов и алгоритмов научатся систематизировать информацию семейного архива, познакомятся с информационным потенциалом содержащихся в семейном архиве различных документов, фотографий, предметов, получат начальные знания и навыки в проведении исследования на основе семейного архива
1 неделя
Семейная история: зачем это нужно и с чего начать?
Обзор источников семейной истории, обсуждение основных правил генеалогии, теория и практика составления и прочтения семейного древа, поколенной росписи, картотеки на родственников.
2 неделя
Старые фотографии из семейного альбома
Знакомство с особенностями фотографирования к XIX – нач. XX вв., обучение атрибуции фотографий, постановке вопросов к фотографиям, описанию и систематизации их в семейном архиве, обсуждение фотографий из семейных альбомов.
3 неделя
Документы в семейном архиве
Знакомство с особенностями документов разных эпох, организаций и т.д., с их информационным потенциалом для исследования семейной истории, основы архивного поиска информации.
4 неделя
«Семейная реликвия, или старые вещи, которые нам почему-то жалко выкинуть»
Обсуждение вопросов, как обычная вещь становится семейной реликвией, что можно считать семейной реликвией, какие вещи и почему хранятся в семьях, а какие выкидывают; как спрашивать о памятных вещах. Знакомство с приемами систематизации своего семейного архива, в частности, составлением карточек на семейные реликвии.
5 неделя
«Эго-документы в семейном архиве: письма/дневники/мемуары/открытки»
Знакомство с видами эго-документов, встречающихся в семейных архивах, обсуждение их тематики, документального и эмоционального потенциала для изучения и описания семейной истории
Юлия Зевако
куратор
Кандидат политических наук, научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных гуманитарных исследований Института истории и археологии УрО РАН, учитель истории высшей квалификационной категории. Занимается изучением идентичности, памяти, семейной истории на основе полевых исследований; преподает историю в МАОУ гимназия № 120.
Проект реализуется при поддержке Екатеринбургского еврейского культурного центра