Школа антропологии
и семейной истории. Выпуск 1
В начале 2021 года Волонтерское общество Свердловской области совместно с Музеем истории Екатеринбурга
и еврейским культурный центром «Менора» запустили Школу антропологии и семейной истории. Программа курса была разработана старшим научным сотрудником Института истории и археологии УрО РАН, доцентом УрФУ Натальей Граматчиковой и кандидатом политических наук, научным сотрудником Института истории и археологии
УрО РАН Юлией Зевако.

За время информационной кампании было получено 109 заявок, принять участие смогли 26 человек. В ходе обучения участники узнали, какие методы интервьюирования существуют, попробовали разработать опросники, познакомились
с основами генеалогии и научились оформлять семейное древо.

Ниже представлены результаты исследований выпускников первого сезона, прошедших курс до конца и выполнивших все практические задания.
Юлия Голяк
О себе
Зачем пришел на курс
Впечатления
Расскажите о себе
Я занимаюсь изучением истории своей семьи уже более 3 лет.

Сначала интерес был чисто практический. Я – психолог. И я знаю, как жизнь предков может отражаться и проявляться в жизни потомков. И первый мой интерес был в том, чтобы понять, какие сценарии перешли ко мне от моих предков.

Но со временем интерес к семейной истории захватил меня сам по себе. Я искала своих родственников, расспрашивала об их жизни и о жизни их родителей, братьев, сестер. Слушала удивительные истории. Перебирала старые фотокарточки, читала письма. Искала сведения в архивах. И все лучше понимала не только своих родных, но и историю страны, и, главное, саму себя.

Что привело вас на курс, с какими ожиданиями вы присоединились к обучению?
Мне откликнулась программа курса.
У меня очень много документов в семейном архиве, и основной задачей было привести их в порядок и в определенную структуру. А также понять, как изложить имеющуюся информацию так, чтобы можно было ей делиться с родственниками.

Незадолго до начала курса я начала заниматься архивным поиском и хотела получить дополнительные знания и в этой теме.

Интересно было увидеть новые возможности при работе с фотографиями, письмами, воспоминаниями.

Интересны были и темы из программы «Школа городского антрополога», связанные с этнографией и городом.
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями по завершении курса
Курс оказался интересным и насыщенным. На программе «Семейная история» Юлия Зевако структурно и при этом на примере истории своей семьи рассказала о том, как вести семейный поиск. Мне особо интересно было увидеть, как она представляет результат своих исследований в виде художественного текста, основанного на известных данных. Не менее ценными были рассказы участников об их поисках и их семейной истории.

На программе «Школа городского антрополога» Наталья Граматчикова показала новые направления для исследования и семейной истории, и города. И снова было интересно слушать не только куратора, но и участников.

А еще было приятно встретить на курсе столько увлеченных семейной историей и родным городом людей.
Результаты исследования
На курсе я получила вдохновение и импульс к новым исследованиям.
Я решила обратиться в архивы. И не только с запросами.
Так, у меня почти не было информации о бабушке. И я решила воспользоваться зацепкой, которую нашла в почетной грамоте. Мою бабушку наградили грамотой за пропаганду марксистско-ленинской теории на заводе «Электроугли». И я обратилась в Центр документации общественных организаций Свердловской области. Изучив протоколы партийных собрания завода «Электроугли», я нашла несколько упоминаний моей бабушки и даже ее выступления. Это помогло мне уточнить время работы ее в этой организации и понять ее намного лучше.

Я начала большую работу, связанную с систематизацией семейных фотографий. Оказалось, что еще много фотографий остались не подписанными. И на многих фото я не знаю, кто и когда был запечатлен. Я стала расспрашивать родственников. И, конечно, начали вскрываться новые семейные связи и новая информация.
Я пересмотрела документы из семейного архива и нашла несколько новых зацепок для поиска. А еще по-новому взглянула на эго-документы и переосмыслила ценность дневника и воспоминаний моего дедушки. Вопрос о том, не хочу ли я опубликовать книгу, основанную на этих документах, заставил меня задуматься. Сначала я сказала – нет. Но сейчас думаю, что все возможно.

На программе «Этнография в антропологии» я получила идею вопросов родственникам, живущим в двуязычных семьях, об использовании языка в общении семьи. Кроме собственно прояснения этой темы, вопросы позволили вспомнить не рассказанные ранее истории из их жизни. На этой же программе я составила опросник для изучения истории дома, в котором я живу, и вдохновилась на новые исследования.

Евгения Потапова
О себе
Зачем пришел на курс
Впечатления
Расскажите о себе
Меня зовут Евгения, мне 21 год, на данный момент я являюсь студенткой филологического факультета УрФУ
Что привело вас на курс, с какими ожиданиями вы присоединились к обучению?
О курсе я узнала от своей преподавательницы и куратора школы – Натальи Борисовны Граматчиковой. Я давно хотела систематизировать знания о своей семье, своих корнях, а также научиться работать с разными видами документов.
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями по завершении курса
Курс просто замечательный! Это не просто свод теоретических правил и лекций, это реальная работа, исследование в области семейной истории и антропологии в целом. Очень впечатлили домашние задания, которые предполагают именно практическое применение знаний – человек, который целенаправленно пришел на этот курс, за время его прохождения уже может сделать значительное продвижение в своих поисках.
Результаты исследования
Проект – изучение «немецкой» линии в семейной истории. В проект входит составление семейного древа, интервью с родственниками, а также последовательный анализ семейного эго-документа – воспоминаний прадеда (Винса Корнея Абрамовича), репрессированного в годы войны по национальному признаку.

На данном этапе работы дневник оцифрован, его данные сопоставлены с ныне систематизированными официальными документами и свидетельствами. Для меня важна не только фактология, но и эмоциональное наполнение дневника – мой прадедушка не раз говорит о своей работе (учитель немецкого языка), к которой он подходит с большим вдохновением. Это подтверждается различными документами, например – справкой о состоянии преподавания и качестве знаний учащихся по иностранным языкам в Абзелиловском районе БАССР (фрагмент прилагается).
В дальнейшем планируется публикация данных воспоминаний с учетом всех рекомендаций кураторов курса.

Сейчас ожидается ответ от нескольких архивов (работа с архивом – один из навыков, приобретенных именно в рамках курса). Дневник включает в себя фрагменты не только на русском, но и на немецком языке – перевод осуществил сын автора воспоминаний, мой дедушка – Винс Виктор Корнеевич, который уехал в Германию в 1992-м году. Для более полного погружения в контекст воспоминаний с дедушкой проводится серия интервью (еще одно умение после прохождения курса).

Составляется семейное древо, сейчас оно доведено до шестого колена. Выяснено, что мои предки являются меннонитами, а корни семейного древа уходят далеко в немецкие поселения конца XIX в.

Анна Решетникова
О себе
Зачем пришел на курс
Впечатления
Расскажите о себе
Меня зовут Решетникова Анна, мне 44 года.
Я – человек-«оркестр», у меня множество интересов и хобби. Несмотря на то, что за моими плечами техническое и экономическое образование, тяга наблюдается к гуманитарным наукам – истории, архитектуре, искусству… Список можно долго продолжать. Начинался мой интерес постепенно, с эстетической и практической целью. Мне случалось в жизни много где путешествовать, а знаний при этом катастрофически не хватало. Постепенно, с течением времени я погружалась в знания глубже, в том числе и в глубину своей семейной истории. В моей семье уже была накоплена небольшая база, этим занималась моя мама. Она собирала фото, даты рождения и смерти моих ближайших предков по обеим линиям. Мой двоюродный дядя смог с помощью специалистов Московского архива воссоздать родословную рода Юферевых с 1690 года, по папиной линии.
Когда ушли родители и их предки, я поняла, что наш семейный архив разобщен и далеко неполон. У меня возникло большое желание сконцентрировать у себя семейный архив и восполнить пробелы.
В этом мне очень пригодилась учеба в школе антропологии и семейной истории.
Что привело вас на курс, с какими ожиданиями вы присоединились к обучению?
От своих знакомых, подруг и дальних родственников иногда я слышала, что они занимаются поиском своих родственников, обращаясь в архивы, при этом часто сталкиваясь с непреодолимыми трудностями и тупиками. Большинство из них заканчивали поиски или делали длительную паузу перед следующим шагом. Для меня эти люди были настоящими «героями», потому что я для себя и подумать не могла, что смогу сама когда-нибудь обратиться в такие неведомые мне организации, это был как «темный лес», да и поиск родственников у меня почему-то ассоциировался с войной, а в нашей родне не было без вести пропавших.

Шло время, и я интересовалась своими предками с родственниками при личных встречах. Как оказалось, про некоторых родственников не было вообще никакой информации, только фото. После ухода бабушек, дедушек и родителей я поняла, что зафиксированной информации о многих предках крайне мало, а еще я практически ничего не знаю о прадедах по маминой линии.

Когда я увидела набор на курс школы антропологии и семейной истории, я вдруг поняла, что смогу научиться у профессионалов поиску родственников через обращения в архивы и другие учреждения, а также смогу с другой стороны взглянуть на семейный архив и реликвии, не в качестве обывателя, а в виде историка или профессионала.
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями по завершении курса
Для меня курс оправдался на 100%. Несмотря на то, что я обучалась в школе и одновременно боролась с короновирусом, знания и озарения приходили ко мне с огромной скоростью. Каждая лекция была насыщена новым и интересным материалом, знания подкреплялись на практических примерах. Группа была чрезвычайно интересна, разностороння и активна. Было очень удобно, что после окончания лекции администратор высылал запись, и можно было переслушать лекцию и еще раз разобрать те моменты, которые оказались поначалу слишком сложны или непонятны.

Преподаватели курса – настоящие профессионалы своего дела, доступно и понятно доносили материал. Мне было приятно окунуться в студенческую атмосферу.
Результаты исследования
В рамках курса по антропологии и семейной истории мне удалось получить согласие большинства своих родственников в хранении всего семейного архива у меня. Далее я буду подключать остальных родственников, чтобы собрать в одном месте информацию о наших предках. Также от двоюродной сестры мне удалось получить фотографии своих прадедов и прапрадедов. Помимо фото я получила интересную информацию об их интересной жизни и трагической смерти, связанной с раскулачиванием. Знания, полученные на курсе семейной истории, помогут мне сделать запросы в архивы, чтобы более детально узнать о последних днях моих предков.
После отдельной консультации по современным программам и сайтам, где возможно составить древо рода в виде разных отчетов, в удобных схемах или росписях, я осуществила мониторинг и выбрала удобный для себя вариант - бесплатную пробную версию программы «Древо Жизни». Впоследствии я перейду на платную основу, так как мне показалось работа в ней легкой и удобной, а еще я обладаю гораздо большим количеством родственников, чем дает возможность тестовая версия.
Рассматривая семейные реликвии под углом историка, я нашла сильно выцветшее фото, на котором изображен боевой самолет, на котором в качестве механика летал мой дед, Наум Давыдович Блюменкранц, в годы войны. Я помню как он гордился этим фото, ведь один из самолетов был подбит немцами и экипаж потерпел крушение, в котором выжил только мой дед.

По линии бабушки я нашла такие семейные реликвии как пасхальное яйцо и чернильница-непроливайка. Пасхальное яйцо принадлежало еще ее бабушке, в доме этот праздник сопровождался радостью, вкусной едой и украшением дома в виде подобных игрушек.

Про чернильницу-непроливайку бабушка рассказывала мне, насколько это было удобно в то время ей пользоваться, на смену обычным пузырькам с чернилами. Ведь дети часто приходили из школы буквально перемазаны чернилами, если вдруг пузырек упал или неловко сдвинут с места.

Применительно к личной истории, я выделила понятие субкультуры «Стройотряд» и расписала так называемый «жаргон», который будет понятен только членам стройотряда. Все это также мы изучали на курсе.
Читать дальше
Жаргон субкультуры «Стройотряд»

«Целина» - 2-3 месячная работа, в летнее время студентами стройотряда, обычно далеко от места проживания, в глухих селах или отдаленных районах.
«Целинка» - элемент выходной одежды бойца отряда. Это курточка цвета хаки или другого цвета (песочный, темно-зеленый), на которой отображена информация о члене группы в виде нашивок, значков, рисунков, обозначений.
«Целинный банкет» - организованное массовое мероприятие между мужским и женским отрядами в честь завершения «целины».
«Цивильный банкет» - то же, только действие происходит в ресторане или кафе, в городских условиях, в вечерних платьях и костюмах. Обычно происходит позже «целинного», когда уже начинается учеба.
Обычно «целинный» и «цивильный» банкеты проводятся с разными отрядами, чтобы произошло больше знакомств. «Цивильные» банкеты как правило самые ценные, престижные. В отличие от «целинного», «цивильные» могут быть более чем один раз (т.е. могут быть многократными). Это обуславливается ценностью и рейтингом женского отряда, т.к. приглашают мужчины и оплачивают большую часть тоже они.
«Старуха» - член отряда, побывавший на более чем одной «целине»
«Старик» - то же, только про мужчин
«Молодые», «молодежь» - «кандидат», первый раз на «целине»
«Кандидат» - активный член отряда, еще не побывавший на «целине», но участвующий в мероприятиях в течение учебного года, до «целины». Не все «кандидаты» могут поехать на «целину», но, как правило, тогда они автоматически исключаются из отряда, если на то не было уважительной причины.
«Агитка» - развлекательное мероприятие между мужским и женским отрядом в течение учебного года, направленное на знакомство, а также на показ заранее заготовленных приветственных номеров. Мероприятие заканчивается, как правило, поеданием салатиков и чаепитием. Подобных мероприятий может быть неограниченное количество, все зависит от возможностей и времени.
«Командир» - член отряда, ответственное лицо, которое отвечает за отряд в целом, за всю организацию, финансы, а также в течение учебного года ищет работу для предстоящей «целины», заключает договоры. Выбирается голосованием ежегодно.
«Комиссар» - член отряда, ответственное лицо, которое отвечает за творческую, развлекательную программу отряда. Обычно выбирают самых ярких, общительных и симпатичных, так как считается, что «комиссар» является лицом отряда и что «там все такие как он (она)»
«Поварешка» - повар в отряде. Отвечает за питание на «целине» и на мероприятиях в течение учебного года
«Мастер» - член отряда, ответственное лицо, которое отвечает за рабочие моменты на «целине

Анастасия Югова
О себе
Зачем пришел на курс
Впечатления
Расскажите о себе
Меня зовут Анастасия Югова, преподаватель истории, заместитель директора МАОУ СОШ № 19, занимаюсь краеведением, пытаюсь сохранить историческую память предков, насколько это возможно. Родом я из вятской далекой деревни, но жизнь сложилась, что уже больше 12 лет живу в Екатеринбурге. Научилась любить этот город, восхищена природой Урала.
Что привело вас на курс, с какими ожиданиями вы присоединились к обучению?
Когда мои знакомые узнали, что я вновь пошла на курсы учиться, то дружно засмеялись: «Ты же обещала, что больше не пойдешь!», я ответила: «Так это не по работе, это для себя». Действительно моя натура такая, что все время мне интересно учиться, бывает сложно совмещать с работой, домом, делами. Но когда увидела «Вконтаке» о наборе на курсы «Школа антропологии и семейной истории» даже нет прочитав подала заявку.

Ожидания были самые разные, и вдруг не смогу, а может не получится, а может будет сложно и на том уровне, что я занимаюсь краеведением, сохранением исторического прошлого, будет моих знаний не хватать. Но легких путей в познании, я ищу редко, поэтому с чувством ожидания что-то хорошего я приступила к учебе.
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями по завершении курса
Лекции и практики были интересны, все следовало своим чередом, все было понятно, стало вставать на свои полочки. Появились новые планы и перспективы в проектировании своей работы в данном направлении.

Какие же выводы я могу сделать, часто задаю этот вопрос. Во-первых, когда ты ищешь родного человека, тяжело морально, тяжело проделать алгоритм, который ты с другими проделывала не раз, пусть и не в том порядке во-вторых, человеческих сил хватит на то, что за 4 дня проделать работу, которую десятилетиями не мог сделать.

Наверное, успокоение какое-то, когда себя ругаешь, что вроде на своих не хватает времени, все сделать, собрать воедино. Что оказавшись один на один с проблемой, тебе помогут, поддержат самые разные люди: родные, просто случайные знакомые, которые перерастут в нечто большее, так как связывает нить памяти; просто хорошие друзья, которые в нужную минуту скажут: «Настя, а ты посмотрела на том сайте…» или скинут скан нового захоронения и учетную карточку новой братской могилы.

Надо верить и помнить, что чужого горя или счастья в таких делах нет. Искренность и помощь людей никуда не пропала, хоть и 21 век. И если ты поможешь, обязательно найдется тот, человек, который однажды спасет и тебя и подарит веру в свои силы, ниточку предков, поможет, подбодрит и станет уже не просто другом, а соучастником твоей истории.
Результаты исследования
Семейной историей я занимаюсь очень давно, еще ученицей 10 класса, я закончила 2 летнюю Краеведческую школу, в далеком конце 90 годов, не многие города могли похвастаться наличием таких базовых ценностей, как генеалогия, родология, а в городе Киров, это не только было, но и пытались внести в те сложные времена, базовые ценности семейного архива, учились собирать воспоминания, строить и сохранять память о своем роде.

Но то, что казалось сложным подчас тогда, сейчас дает свои корни. Конечно асом в этом нелегком деле я не стала, но пыталась в себе хранить любовь к родному, прошлому, с 90-х годов собирала с разных мест утварь, кованые гвозди, лапти, воспоминания людей, схемы деревень, то, что сейчас становится важным для меня. И данный курс этому подтверждение. Хочется сделать еще много нового, много узнать, систематизировать и не потерять эти знания.

Много лет я собирала, хранила ценности, которые ценны не по стоимости, а по наполнению и содержанию. Меня мотивировало встать и начать все же это воплощать в реальность. В скором времени, думаю к лету или весной, я открою в школе, как называются ее мои коллеги «Светелку», комнату русского быта, где тепло и уютно, где дети смогут не только потрогать, посмотреть, но и заняться творчеством, узнать что-то новое.
И не знаю я хорошо это или плохо, всегда общественный труд, помощь другим у меня перекрывало свою историю, вроде бы сведения есть, родословная выстроена, да белые пятна есть, но заняться своим всегда откладывается.

И так получилось, что учеба по данному направлению заставлял мозг держать в готовности найти, оценить, проанализировать. Возможно и поэтому, то, что в семейной истории лежало на поверхности, и все спокойно думали, что все в порядке, «выстрелило именно сейчас»

Я под лупой перечитывала перепись населения 1897, изучала метрические книги, выискивала по линии мамы наших дальних пращуров, и к радости своей, нашла, не только родителей прадеда, но и прапра и прапрапрадеда и его родителей. Довольно кропотливая работа. Появилось новое родство, объединение веток, памяти, корней. Стала больше загадок, ответы на которые нужно найти. И эта цель дальнейшей работы. Распутать нитку в разных клубках и связать воедино нить памяти моих предков.
И пока я копалась в глубинных просторах родни, несколько дней назад, после поездки на родину, у меня застряла картинка в голове, на которую раньше не обращала внимания.

«Картинка» братская могила моего прадеда Снигирева Василия Тимофеевича, чьих родителей и деда, и прадеда его я искала. Мы все знали, что он покоится в братской могиле деревня Карманиха, ныне Тверской области. И в 90-х года туда поклониться приезжал его внук и смог сделать фото с могилой.

Но почему раньше я не замечала, что этот памятник отличается от архивных документов учетной карточки братского захоронения. А летом мы хотели поехать родней на могилу прадеда. Может быть и это еще подстегнула процесс, а ехать –то куда????

И вот тут наступил ступор! Какой алгоритм действий? Когда ты помогаешь другим, то не думаешь, что сделать, как? А просто делаешь. Но когда это оказался именно твой прадед, наступила паника, что делать дальше, почему они разные? Как узнать, почему? И почему столько времени на это не обращала внимания.
Читать дальше
С чего начать? Начала с интернета, перелопатила почти все захоронения этих мест? Нашла обобщенную базу Тверской области по захоронениям. Но ответа не пришло, появилось больше загадок. Учетная карточка братской могилы есть от 1992 года, но в реестре могил нет??? Что делать? Перезахоронили? Забыли указать. Кому написать? Деревни нет уже давно, школы, которая ухаживала за братской могилой нет. Поселения объединены.

Нашла в контакте Тверской области поисковые отряды, думаю, но они родные точно помогут, кто, если не они? Выбрала район действий, сократила количество отрядов и написала первому попавшемуся человеку, и как оказалось не зря.

Это был Сергей Титков из Тверской Областной Общественной Организации Научно-исторический Военно-патриотический центр «Подвиг». Спасибо отзывчивым поисковикам, они всегда помогают, даже, если это не в их силах. Он подсказал, что добраться до Карманихи сейчас очень проблематично, но, если я обращусь за помощью в Старицкий поисковый отряд «Русь» Фрыгину Валерию, он может больше подсказать.

Говорят, что в жизни нет ничего случайного! Ну, как так! Сейчас анализирую, что мне очень повезло, написала одному, помог сориентироваться. Дал номер другого и это просто чудо, именно он, его отряд участвовал в перезахоронении более 40 солдат, в том, числе и моего прадеда, как оказалось.

Но об этом позже…

А пока Валерий написал, что год может подсказать точно администрация и «стояли мы в Вороново. Мешки на себе выносили, было 4 захоронения, вне границ. Медальон, по-моему, тоже не было. Хотя нет, помню офицер один значился на плитах. Перенос был тогда еще просьбе Орешкинской администрации, территория спорная, никто не хотел брать их на обслуживание. Вот Орешки и стали инициаторами. Там было более 40 бойцов. По списку было 48, где-то так и эксгумировали. Там были таблицы. Мы их сняли для установок в Орешках»

Узнала, что стела на фото, это одна дочь своему отцу –участнику 1812 года ставила, ну а потом ее приспособили под братскую могилу.
д.Орешки братская могила
И главный ответ «100 % ваш дед, (прадед) в Орешках.
Этот счастливый, наверное, еще не конец, так не поставлена главная точка, не приехали еще пока на могилу к прадеду, не привезли родной вятской земли ему в далекую Тверскую область.

А до этого были поиск в интернете близлежащих школ, границы вновь объединенного сельского совета, звонок в военкоматы Ржева, так как оказалось в Твери сейчас нет такого военкомата, в силу реорганизации в Тверской области.

Светлана Гоцуленко
О себе
Зачем пришел на курс
Впечатления
Расскажите о себе
Последние два года я занимаюсь исследованиями городской истории и, в частности, историей Юго-Западного района, в котором живу уже больше 40 лет.

В сотрудничестве с Музеем истории Екатеринбурга я уже разработала экскурсию "Юго-Запад: город шагает на пустырь", написала тексты для карманного путеводителя по району и лонгрида, размещённого на сайте "Екатеринбург: город 7 районов".
Что привело вас на курс, с какими ожиданиями вы присоединились к обучению?
Исследования хочется продолжать и использовать для этого более профессиональные методы, поэтому главной целью моего участия в проекте "Школа антропологии и семейной истории" было подробное знакомство с практикой интервьюирования горожан, методиками составления опросников и обработки результатов.

Мне хотелось, в принципе, понять что такое городская антропология и "с чем её едят". Раз уж я обозначаю себя не просто экскурсоводом, а городским исследователем, то мне, казалось, что без этих знаний мне не обойтись.

Помимо интереса к истории города и района, мне всегда хотелось узнать больше о своих предках. Парадокс, но я одинаково мало знаю и о том деде, семью которого по семейным рассказам раскулачили в Кировской области, и о том, который был Почётным железнодорожником и кавалером ордена Ленина. Поэтому я наметила себе прослушать и лекции по семейной истории.
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями по завершении курса
Оба прослушанных мною курса оказались очень полезными.
Начну с семейной истории. Те лекции о работе с архивами, которые я прослушала ранее, не обладали той конкретикой, которой наполнила свою программу Юлия Зевако.

Обычно нас знакомили с тем, что у каждого архива есть свой сайт, на сайте можно найти описи. Почитайте типа их, и вперёд. На практике по этим описям неспециалисту найти что-либо очень сложно.

Юлия же познакомила нас прежде всего со всей структурой архивов в стране, какая информация находится в каждом из них и, самое главное, как формулировать запрос, дала их образцы, снабдила необходимой терминологией, разобрала конкретные примеры. Теперь я знаю, что такое метрические книги, ревизские сказки или исповедальные росписи.
Мы обсудили удобные современные программы и ресурсы в интернете, которые помогут нашему поиску. В итоге я построила своё семейное дерево до четвертого и даже в некоторых ветках до пятого колена и поняла как люди находят своих предков, живших даже в 16 веке. Увидела огромные перспективы своего поиска.

Не менее полезным был и курс по городской антропологии. Мы разобрали примеры конкретных интервью и составили собственный опросник. Узнали методы расшифровки и почему есть различия в семейной памяти у разных поколений.
Результаты исследования
Мне удалось взять своё первое интервью у одной из бывших жительниц Юго-Западного района, которая переехала на ЮЗ ребёнком, а детские впечатления самые яркие.
У меня появились и новые идеи для будущего подробного путеводителя по району. Например, писать о его многоконфессиональности и изучить сугубо местные субкультуры.
Читать интервью
Интервью с Мариной Медведевой (передано через мессенджер социальной сети FaceBook 12-13.02.2021)

1. Родилась в марте 1959 на ВИЗе (если точнее, родилась в ОММ). Жили в своём доме на углу Ермакова - Викулова с родителями, бабушкой, дедушкой и дедушкиной сестрой (у неё была часть дома со своим входом). В 1965 г. родилась сестрёнка, жить стало совсем тесно в полутора комнатах, и папа устроился работать слесарем-сантехником в домоуправление, чтобы получить служебную квартиру. Хотя он был профессиональным водителем и закончил профильный техникум. Так мы переехали ближе к осени 1967 г. в новый, только что сданный дом 25 по ул. Серафимы Дерябиной с папой и мамой. Сестрёнке исполнилось 2 года, и год она жила у бабушки, пока не пошла в садик.

2. Школ поблизости не было, меня приняли в N 11, во 2г класс. Ходить было далеко, да ещё и четная сторона Белореченской только строилась, кругом были вырыты котлованы под дома, и они, почему-то, не были огорожены. Ходили через стройку, в резиновых сапогах; около входа в школу стояло корыто с водой, где мыли сапожки. На пустырь, что был на углу Белореченской - Посадской, откуда-то привезли несколько грузовиков камней. Мы, будучи весьма любопытными, после школы рылись в этих кучах и находили интересные камни: куски яшмы и мрамора частично отшлифованные, маленькие кусочки змеевика, а самые удачливые - даже кусочки малахита, кристаллы горного хрусталя. У всех под кроватями дома стояли обувные коробки с этим богатствием, тщательно охраняемым от родительского глаза. Но, увы, многое было выброшено на помойку во время уборки. Сколько слез было пролито... Что это были за отвалы, не знаю. Пустырь начинали засыпать, м.б. были отходы с гранильной фабрики. Месили мы эту жирную бурую грязь и мечтали с подружками: А вот бы это был шоколад... В булочной на Белореченской, где покупали горячие вкуснющие пирожки с повидлом за 5 копеек (продавец их вкладывала в коричневую бумажку) стояли на витрине стеклянные шары с конфетами. И особенно чудесным и недостижимым был шар с толстым шоколадным ломом...

В 1968 г. была открыта школа 79, и часть класса (тех, кто жил с этой стороны Посадской) перевели в неё, не спрашивая ничьего желания. Наша классная учительница тоже перешла с нами. Школа, в отличии от 11, было 8-летней, и долго оставалась такой (к нам в 9 класс уже шк. 57 пришли несколько человек из нашего бывшего класса). Школа была переполнена, в ней я училась в 3 и 4ж классах. С 4 класса у нас уже была кабинетная система. В новой школе собирали деньги на шторы, на наглядные пособия. Сестрёнку устроили в садик рядом с этой школой, и я её туда всегда отводила утром и забирала вечером, если родители были заняты.

В 1970г. построили школу 57 на Белореченской, и опять часть класса, кто ближе живёт, перевели в неё. В первый год было набрано всего 7 параллелей. Первый выпуск школы был в 1971г. после 8-го класса. Потом она уже стала 10-леткой. И опять всё с начала: шторы, наглядные пособия, библиотека... Окна у школы были большие, зимой в морозы было очень холодно, сидели на уроках в зимних пальто. На физкультуре зимой бегали на лыжах вокруг школьного стадиона (лыжи можно было взять в школе), а в старших классах устраивались сдвоенные уроки физкультуры, и ездили на Контрольную. Лыжи брали там в прокате. Зимой играли в Зарницу в лесу в районе Медгородка. У школы были теплицы, где иногда проходили занятия по ботанике; за школой было несколько грядок. Что росло- не помню. Летом в школе устраивали дневной детский лагерь, я там отрабатывала однажды вожатой смену после 7-го класса. В 9 и 10 классах в пятницу мы ездили в УПК (учебно-производственный комплекс) в школу на Антона Валека (номер не помню).

Школы-новостройки не были самыми спокойными. В наш дом много семей переехали из бараков с Уралмаша. Первое время было всё: и драки, и поножовщина. Были даже открытые суды в школах. Мальчик из нашего класса с компанией попал в такую историю. Это был класс, наверное, 4. Только начали строить 9-этажки с лифтами (бегали кататься; дверцы в лифте были 2-створчатые и закрывались как в щкафу) и лоджиями на первых этажах. Решёток тогда не ставили, и мальчишки стащили с такого балкона несколько банок с вареньем и взяли покататься велосипед. Кто-то из ребят попал в колонию. Дальнейшая их судьба мне неизвестна, нас перевели в другую школу. Потом всё постепенно успокоилось: кто жив остался, ушли в армию, женились, остепенились.

3. С соседями жили дружно. Знали всех, кто жил в нашем подъезде и из других подъездов тоже многих знали. Дом был большой, 9 подъездов; компания дворовая была, в основном из нашего конца дома и из ближайшего 27. С теми, кто жил над нами (мы жили на 1-м этаже), были особенно дружны. На 4 этаже жила подруга, на 5 друг, на 3 - мамины приятели, семейная пожилая пара из Запорожья. Над нами семья из трёх человек: Галина, миниатюрная блондинка, хореограф по фигурному катанию (тогда оно входило в моду), её сын - студент юридического института и муж Валерий, младше её на много, работал тренером. Галина привезла как-то из Югославии (ездила туда в командировку) жевательную резинку и угостила меня. Это было в конце 60-х. До сих пор помню: жевачка была в виде сигареты, бирюзового цвета. Бывали у всех этих соседей в гостях, у кого-то даже на даче. Мама пекла пироги и на запах приходил чуть ли не весь подъезд. Двери на замок не закрывались, самое потайное место для ключа - почтовый ящик, который тоже не закрывался. Воровства не было. Уходили из дома, даже мысли не возникало закрыть форточки. Как-то захлопнула дверь, а ключ оставила дома. Родители уехали в гости. Мне уже в одной из квартир готовы были предоставить ночлег, но ловкий сосед, отчим подруги, залез в квартиру через форточку и открыл мне дверь.

4. Про наш дом. Ул. Серафимы Дерябиной, 25. Построен в 1967 г. В то время был, пожалуй, самым длинным в районе (9 подъездов). Перед ним был лесок, через который мы ходили в магазин ("Стекляшку") на Начдива Васильева. Потом подогнали стройбат, солдаты огородили территорию, возвели 2-х этажные казармы, и началось строительство завода Автоматики. Рядом с окном угловой квартиры на 1-м этаже (это окно нашей бывшей квартиры) была торжественно прибита доска из серого камня (мрамора?), на которой было написано, кто такая эта Серафима Дерябина. Фото из Интернета, вижу, что доску сняли.

5. Наш двор между домами С.Дерябиной 25, 27 и Шаумяна 107 и 109 (9-этажный, построен позже остальных) начинал своё существование в 1967 г. "с нуля". Во дворе была отсыпана большая спортивная площадка (в конце 60-х её огородили, сделали корт с 2-х ярусной металлической сеткой). Были 2 детские площадки. Во дворе росли только оставшиеся от леса сосны. Земля была каменная. Завезли землю с садов, которые сносили, сами посадили саженцы: яблоньки, рябину, сирень, кусты. Каждую весну вся женская часть населения старательно засаживала все газоны цветами. Сами превратили двор в сад. Корт каждую зиму заливали: тянули шланги прямо из форточек. Мальчишки играли в хоккей, девчонки "фигуряли" в опасной близости. На козырьке 5-го подъезда был установлен прожектор. Понятие Двора не ограничивалось кортом. Если у кого-то появлялся велосипед, выстраивалась очередь, чтобы прокатиться круг по двору. Моим бадминтоном поиграл, похоже, весь двор. Играли в "классики", "вышибалы", "цепи кованые", "на золотом крыльце сидели", "вам барыня прислала 100 рублей", "глухие телефончики", да всё и не перечислить. Обменивались фантиками от конфет. Во дворе было всякое население, и не особо законопослушное (старший брат моей "приятельницы по песочнице" вышел из тюрьмы, но это как-то никого не пугало), были и неблагополучные семьи, и пьяницы, но своих, из двора, всегда защищали. На дальнем от нашего 1-го подъезда конце двора был построен помост и несколько рядов скамеек (агитплощадка); там проводились собрания жителей окрестных домов, и, конечно же, стол, где основной вид спорта -"домино". Зимой обязательно строили и заливали горки. Ну как-то так. Добавлю: были столбики деревянные с перекладинами, на которые натягивали верёвки и сушили бельё.

6. Нашим любимым местом сбора был 105-й двор (ул. Шаумяна, д.105 корпуса 1 и 2), сразу за "Буревестником". В нем жило больше всего моих одноклассников. Там собирались после уроков, ничем особенным не занимались, общались. Зимой катались с горки: это был холм посреди двора. Не любили дворы на Ясной, за школой. Как-то там было неспокойно, видимо сказывалась близость Цыганского посёлка. Знаю, что подростки выясняли отношения, не всегда мирно (вспомнилось выражение "ходили махаться") на Ивановском кладбище. К счастью, знаю об этом только понаслышке. Особенно агрессивны были девочки, одна училась в нашем классе и ушла после 8-го. Но у них была своя компания, с одноклассниками общалась нормально.

7. Никто нашим свободным временем особо не занимался. Играли во дворе, далеко не уходили. Главное, к приходу с работы родителей быть дома, и чтобы посуда была вымыта и пыль вытерта. Я ещё присматривала за младшей сестрой, вот её выловить зимой с гаражей, где они с компанией таких же мелких пацанов бегали, было не просто. Нужно было до маминого прихода её вытряхнуть из мокрой одежды, кинуть всё на батарею и привести ребенка в более-менее приличный вид.

8. Иногда в коллективный разум во дворе приходила какая-нибудь авантюрная мысль. Классе в 3, например, вдруг решили записаться в бассейн в Динамо. Уговорили родителей, нам дали деньги (это было платно, но вполне доступно), и мы какое-то время ездили туда через весь город, пока бассейн не закрыли на ремонт. Плавать толком не научилась, но на воде держаться смогла. Или тогда же увидели красивый значок у кого-то. Оказалось, что в домоуправлении (в соседнем доме) принимаю в члены ЮДПД (юный друг пожарной дружины). Нужно заплатить какой-то взнос, выдают членскую книжечку и значок с пожарной машиной. Пошли, записались, получили значки.

9. Летом во дворе было пусто. Большинство ездили в пионерский лагерь, хотя бы на одну смену. И меня тоже отправляли с 1 по 7 класс, особо не спрашивая. Бегали с сестрёнкой к бабушке и дедушке на ВИЗ (дом наш снесли только в 1977). В школе был организован дневной лагерь. Начиная с 7 класса, была обязательная отработка в течение месяца: или в школьном лагере, или на пришкольном участке. После 9 класса, от УПК, отрабатывала, набивая перфокарты в конторе СредУралАвтотранс (где-то в районе Посадской)

10. В школе были кружки и спортивные секции. Я человек совершенно не спортивный. Какое-то время занималась в кружке массовиков-затейников. Школьный хор тоже был. Ещё чуть ли не каждый год проводился конкурс школьной самодеятельности, я дважды участвовала с ребятами, и даже на районном конкурсе классе в 7 заняли какое-то призовое место за "Кадриль" (танцевала в паре с Лёшей Мартынюком, он есть в группе СДС на FB). Тоже классе в 7-8 наши ребята организовали ВИА, репетировали после уроков (об этом лучше спросить у Алексея). К сожалению, почти все они ушли после 8 класса в техникумы. Несколько человек из класса занимались в музыкальных школах. Девочка из класса ходила в секцию фигурного катания в "Юность".

11. В 1967 г. была застроена нечетная сторона Белореченской. Работали магазины Хлеб, Книги, Шашлычная, Молоко. На углу Шаумяна- Белореченская (на месте, где позже был построен дом с Промтоварным магазином) был котлован и траншеи, через которые кое-где были перекинуты мостки. В 11 школу ходила через стройку, чтобы срезать угол. За нашим двором начинался лес. И перед домом был перелесок, через который ходили в Стекляшку. Про строительство корпусов завода я уже писала. Запомнился сильный ураган, мы с сестрёнкой были дома одни, смотрели в окно и видели, как ветром из-за забора стройки вынесло листы пенопласта, довольно большие. Они летали, падали, всё было засыпано белой крошкой. Некоторые остались целыми; ребята из ближних домов выбежали, подобрали их и ходили потом с ними на Карьер. Строительство Медгородка запомнилось тем, что я с двумя девчонками из двора пошли туда ранней весной. И как-то угораздило нас залезть в жидкий бетон. Одна зачерпнула его в сапог. Испугались, сидели на пеньке и в луже отмывали ей пальчики на ноге, чтобы не слиплись. Всё обошлось. Потом уже в 9 классе, решили заработать на турпоездку классом уборкой строительного мусора в только что построенном хирургическом корпусе. Заработали мало, поездка не состоялась. С нетерпением ждали, когда достроят Буревестник. Ближайший кинотеатр был Комсомолец, но туда ходить не любили: был он какой-то мрачный, холодный, с печным отоплением, и было плохо видно, т.к. задние ряды мало приподнимались.

12. 3.2 "Посад" - потому что главная улица Посадская. Про "Дикий перекресток" не слышала. Из Цыганского поселка приезжал в наши дворы цыган на лошади, запряженной в телегу, звонил колокольчиком и собирал бутылки. Был парк в районе Ясной, вроде бы назывался Собачьим, но я туда не ходила. "Буревестник " - "Бурелом". Купаться ходили на Карьер, хотя это было небезопасно. Вода там была холодная, но чистая. Видимо били подземные ключи. Был он очень глубокий, малышня плескалась в одном месте: это была большая каменная плита, там было мелко, но м.б. с неё соскользнуть. Был ещё в лесу прудик, назывался "Кофейник". Видимо, из-за бурого цвета воды.

13. За Волгоградской, если идти от нашего дома по С.Дерябиной, начинался лесопарк. Зимой ходили туда на лыжах, надевали их сразу за домом. Ходили кататься на Карьер, скатывались с горы прямо к забору сада. Летом тоже ходили гулять в этот парк, проходили мимо каких-то садов, потом их снесли. Было несколько красиво обустроенных родников, набирали воду или просто останавливались попить. Как-то в поисках купавок забрели на болото, но были не одни, с отчимом подруги. Болото было настоящее, а не просто кочки. Оно всё колыхалось, идти можно было только со слегами. Прошли по краю. Сейчас там микрорайон Академический. Сады долго ещё были в районе Ясной-Волгоградской и там, где начиналась Чкалова.

14. Парк Чкалова, но это уже позже, в 80-е, когда я уже жила в том районе. В парк этот ходили гулять с сынишкой; летом устанавливали аттракционы, и не только детские; любили брать на прокат педальную машинку и сын катался по автодрому (был такой заасфальтированный участок в конце парка), там же была сцена со скамейками, где проходили концерты, посвящённые Дню района. Дети лазали по самолёту, установленному в парке, купались в фонтане (сына в фонтан не пускала). Зимой ходили с ним в парк вешать самодельные кормушки для птиц.

15. Для меня самая красивая улица - Белореченская.

Кинотеатр "Буревестник" открылся в 1970г. Помню, что на улице было тепло. Первый фильм, который мы там смотрели - "Сокровища пылающих скал". Радости-то было, когда кинотеатр открыли! Да ещё и напротив нашей школы! До этого самый ближний был Комсомолец. Сиденья в зале были деревянные, красного цвета, а самый козырный ряд-13-й, перед ним был широкий проход. Нашему классу, почему-то, на субботниках доставалась уборка территории около трамвайной остановки "Буревестник". А там на лужайке ещё и коровы из Цыганского посёлка разгуливали...

16. Кинотеатр Дружба был построен где-то в середине (или ближе к концу) 70-х, когда застраивали ту часть микрорайона. Мне кажется, был похож на Буревестник. Была там несколько раз. Ничего интересного сказать не могу.

17. Кроме школьной, была записана в библиотеку им. Паустовского. Не знаю, как сейчас, тогда она располагалась на первом этаже жилого 5-этажного дома. Она была небольшая занимала 3-х комнатную квартиру. Посмотрела по карте, выходит, что это Белореченская 34/1. Брала там книги по школьной программе, любила читать фантастику. Меня пускали порыться в запасниках, доверяли.

18. Спорт. В школе были спортивные секции, но я их не посещала. На соревнования по фигурному катанию ходила пару раз на стадион "Юность" по приглашению одноклассницы, которая там занималась. Сестрёнка с подругой занимались в секции по прыжкам на батуте во Дворце молодежи. Про то, что существует Школа Олимпийского резерва, узнала, когда переехала на Чкалова, уже в 80-е (школа находится примерно на углу Шаумяна-Чкалова, если не ошибаюсь). Зимой ездили на каток Центрального стадиона, там и коньки точили.

19. 8.Школа. Самой престижной считалась 11 школа. Самой "хулиганской", пожалуй, 79. К тому, что ранее написано, ещё немного добавлю. Из учителей больше всех благодарна преподавателю литературы и русского языка Аболиной Маргарите Петровне. Замечательный педагог и человек! Она преподавала у нас с 4 по 10 класс, перейдя вместе с нами из школы N79. Я ей очень многим в своей жизни обязана. К сожалению, её уже нет. Светлая память. Но как мир тесен! Встречались прошлым летом с одногруппницами в Заречном (это там, где Белоярская АЭС), и оказалось, что сын одной из них женат на внучке Маргариты Петровны и в их семье родился малыш, её правнук! И ещё у нас была очень строгая учительница химии Зинаида Северьяновна. Весь урок держала класс в напряжении, спрашивала и по-старому, и по-новому материалу; писали конспекты, были жёсткие требования к оформлению лабораторных работ. До сих пор помню, что писать нужно было без сокращений слов: "что делал, что наблюдал, выводы". Как же это мне потом помогло в УПИ! На ЭТФ химия не была профильным предметом: один семестр сдавали зачёт, второй - экзамен. Легенды о требовательности преподавателя химии передавались с курса на курс. А мне было у неё легко учиться, т.к. Зинаида Северьяновна придерживалась той же методики. Иностранный язык. В 5 классе нас поделили на 2 группы, не спрашивая желания, по каким-то своим соображениям: английский язык и немецкий. Я, как и большинство, хотела учить английский, а попала в немецкую группу. Никто не ожидал, что я, тихая и покладистая девочка, отличница, устрою бунт. Не ходила на уроки немецкого, а если ходила, то ничего не делала. Учителя, видимо, так были этим поражены, что через месяц сдались и перевели меня в английскую группу. И ещё с огромным уважением вспоминаю нашего военрука. К сожалению, не помню, как его звали. Бывший фронтовик, офицер, очень сдержанный и интеллигентный человек. Уроки домоводства вела замечательная Ирина Савельевна. Она нам была как старшая подруга. Приносила в класс немецкие каталоги. Готовили в классе борщ и по её подсказке приглашали наших мальчишек с их уроков труда, и все вместе этот борщ ели... А вот с физикой нам не повезло. Преподаватели менялись очень часто, и последним был чуть ли не студент-заочник, обремененный семьёй, детьми; как говорили, он ещё подрабатывал где-то в мастерской по ремонту телевизоров. И черчения почти не было: то ли учительница постоянно болела, то ли её ребенок...В общем, в институте пришлось всё начинать буквально "с нуля". Первым директором школы 57 был человек, который, как говорили, до этого работал в колонии. Перед началом занятий классы выстраивались в рекреациях школы, каждый класс на отведённом ему месте, и проводилась радиолинейка. Все должны были стоять по стойке "смирно", директор обходил ряды, устраивал периодически разносы, используя при этом микрофон (через плечо у него висело что-то наподобие транзистора). Если на перемене ловил за школой курящих учеником, заставлял их мыть туалеты. Мог и ударить. Но недолго он продержался. Как-то пришёл в школу с огромным фингалом. Говорили, что ему устроили "тёмную". Виновных не нашли. Вскоре он уволился.

20. Транспорт В 1973 г. в Юго-Западном произошло радостное событие: наконец-то пустили трамвай N26. Все трамваи были двухвагонные, конечная остановка (кольцо) на Волгоградской. Оказалось, что от нашей школы N57 до Центрального рынка всего 4 остановки. На рынке, на улице, стояли торговые ряды, и там продавали всё, что угодно: соленья, цветы, поделки из дерева... Так вот, солёные огурцы продавали из бочек и давали попробовать. А продавали их не в одном месте. Мы небольшой компанией ехали на рынок (заодно и на трамвае прокатиться) и "пробовали" .... Позже появился трамвай 1 маршрута; все трамваи этого маршрута были 1-вагонные, так их издалека и отличали. Трамвай, пересекая Посадскую, поднимался в горку, на которой был поворот, там замедлял ход; если показывался встречный, то останавливался, не заезжая на горку. Это место несколько напрягало, было чувство, что вагоны сейчас перевернутся. Далее маршрут проходил по довольно мрачному и пустынному коридору: с одной стороны стена тюрьмы с колючкой и далее -стена Ивановского кладбища, сложенная из камня; с другой - серый деревянный забор коллективного сада (остановка так и называлась : "Сад-опытник") Как-то ехала я с последней пары из УПИ, часов так в десять вечера, в полупустом трамвае. Около каменной стены заскакивают солдатики с оружием, оглядывают вагон, и объясняют, что тут из тюрьмы кто-то через забор перемахнул. После ещё одного эпизода (уже иного рода) я решила на последнюю пару не ходить. Меня в деканате поняли и простили.

21. Символ Кинотеатр "Буревестник". Жаль, что от него ничего не осталось. Улица Белореченская. Пешеходная зона на ул. Бардина. Цвет - зеленый. Время года - весна. От Уралмаша отличается тем, что это новый район, без бараков и землянок. Тот район заводской, но и Юго-Западный не совсем спальный: есть и производственные цеха завода Автоматики, позже построили Завод трансформаторов тока (на Черкасской). В ЮЗ переезжал народ из разных районов, и из Уралмашевских бараков, в том числе; получился такой довольно сложный состав населения, что, видимо, поначалу и вызывало стычки у подростков. Я тогда была мала и не понимала причин этих междоусобиц.

22. Несколько заметочек к написанному.
1. В 60-е в дождь ходили в школу в дождевиках. У меня был голубой, в мелкий тисненый горошек, как-будто капельки воды.
2. Кафе "Елочка" - это то же самое, что позже "Обжорка" и "Золотой город" (Белореченская 36/1). Ходила мимо него 6 лет в школу 57.
3. Почтовое отделение 102 первоначально находилось в левом пристрое к дому ул. Белореченская 23/1.
4. В моем любимом магазине Книги (на Белореченской) принимали старые книги (правда, платили за них мало, но сразу).
5. В школе 57 очень строго следили за внешним видом учеников (возможно, как и везде тогда). Не разрешали девочкам носить сменную обувь на каблуках выше 3 см, запрещалось красить ногти, надевать серёжки, ходить с распущенными волосами (хвосты тоже не приветствовались). Требовали школьную форму, но тут были некоторые послабления. Мама сшила мне в 10 классе темно- синий костюм. Если сильно приставали, надевала на него фартук и пришивала белый воротничок.

Елена Бородулина
О себе
Зачем пришел на курс
Впечатления
Расскажите о себе
Меня зовут Бородулина Елена и я один из участников проекта « Школа городского антрополога». Экскурсовод. Увлекаюсь краеведением, историей, путешествиями. Посетила 41 страну и 368 городов – впереди океан открытий.
Что привело вас на курс, с какими ожиданиями вы присоединились к обучению?
В Китае есть традиция на Новый год собираться в семейном кругу и по очереди вспоминать всех родственников за 7 поколений — какими они были. Это делается не просто так. В каждой китайской семье, как правило, есть книга, куда записываются все основные вехи в жизни каждого члена семьи, и которая передается в поколения в поколение. Мы привыкли воспринимать себя и свой самый близкий семейный круг как ячейку общества. В современном мире многие не знают даже своих бабушек и дедушек, двух из четырех, как минимум. Я примерила эту ситуацию на себя и представила, что мои внуки и внучки не будут знать обо мне ничего! Но у каждого из нас огромная семейная история.

Я где-то вычитала, что если принять за точку отсчета продолжительность жизни одного поколения — 25 лет, то получится, что всего лишь за 500 лет у каждого человека насчитывается 1 млн 48 тыс. 576 прямых родственников ! Все эти люди стремились к лучшему будущему для себя и своих потомков, то есть и для меня и моих детей тоже. Сколько родов прервали свою историю, а наш род оказался сильнее.

Я осознала, что генеалогическое древо – это то, где я и мои предки буду существовать для наших потомков и за пределами своей жизни. Многие обращаются за услугами к специалистам по генеалогии, но мне хотелось исследовать историю рода самостоятельно.
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями по завершении курса
«Школа городского антрополога» оказалась для меня подарком судьбы. Проект дал возможность пообщаться с профессионалами, получить понимание того, в каком направлении двигаться, чему стоить уделить внимание при работе с архивами, в работе с документами и интервью. Участники проекта, многие из которых занимаются генеалогией не один год, с удовольствием делились опытом поиска информации на различных ресурсах.
Результаты исследования
В процессе обучения я смогла составить для себя стройную систему по составлению генеалогического древа и истории рода. Как неофиту, мне было интересно абсолютно все. Огромное спасибо нашим душевным преподавателям Юлии Зевако и Наталье Граматчиковой!

Сейчас я в самом начале пути – собираю информацию о моих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках из различных документов, сохранившихся в домашних архивах. К сожалению, таких документов не очень много, но они дают направление к дальнейшему поиску. Например, запись на полях паспорта прадедушки, сделанная рукой бабушки дала возможность сделать точный запрос в архив. Я надеюсь успеть составить для своих детей и их детей книгу рода, которую они смогут продолжить.