Екатерина Плечинта. Золото для дураков
Я бегу со всех ног по каменистой дороге, ещё два дома, поворот и вот наше крыльцо за нехитрым забором. На крыльце стоит дед, и я взмокшая и запыхавшаяся я влетаю в его объятья, выдыхаю: "Золото!", разжимаю ладонь и дед, смеясь, добавляет: "Для дураков!" Мы смотрим на мою драгоценность, подняв к небу под полуденным солнцем. Блики от камня и крупные капли пота заставляют крепко зажмуриться.
Открываю глаза, нет ни деда, ни дома, через 30 лет от места моего счастья остался лишь бетонный остов крыльца и пара стен, которые постепенно разбирают для строительства колоритных казахских могил. Бабушкин дом был наполнен межнациональной кухней и авторскими сказками, по которым косвенно можно судить о том, кто здесь жил. Посёлок Акчатау был образован вокруг вольфрам-молибденового рудника и находился в 300 км от Карлага. На каждой местной улице соседствовали казахи, русские, корейцы, немцы, отбывшие наказание политзаключённые и военные преступники, профессора и шахтёры, художники и учёные. Многие жители посёлка были поражены в правах и не имели возможности вернуться в родные места, у этих людей тоска по дому обостряла желание хранить и соблюдать традиции, помнить родной язык и объединяться по национальному признаку. На канву из большой истории лёг слишком сложный паттерн из трагических судеб, разнообразных культур, внешней идейности и замолчанных событий. Я впитала эти истории через общение с детьми и взрослые разговоры на кухне, сейчас уже трудно различить, какие я услышала, а какие видела своими глазами. Воспоминания детства так же обманчивы как золотистый пирит, который встречается здесь на каждом шагу.
Я наношу вышивку на архивные снимки, записи и фотографии, сделанные в Казахстане на месте жительства семьи моей бабушки, используя золотистые нити, чтобы зарифмовать обманчивость детских воспоминаний и блеск пирита. Я переношу на снимки свои детские рисунки о Казахстане и рисунки с чеканки Дома культуры в посёлке Акчатау.