Искусство фотоархива.
Описание выставки
"Не забывай меня"
Выставка «Не забывай меня» – итог образовательного проекта «Искусство фотоархива», осуществленного СРОО «Общее ДЕЛО» совместно с Музеем истории Екатеринбурга и Центром фотографии «Март». В проекте мог принять участие любой желающий. На старте собралась группа из пятидесяти человек. Участникам было предложено создать произведения на основе своих частных фотоархивов. Но прежде, чем приступить к работе, они прослушали курс лекций о том, как современная фотография интерпретирует архив; в чем разница в отношении к прошлому у науки и искусства;
в чем ценность частных семейных архивов.
В результате пятнадцать лучших работ участников проекта были отобраны для итоговой выставки. Среди авторов – как опытные художники, так и люди далеких от искусства профессий.Ключевые темы выставки – время и память. С ходом времени пелена забвения разделяет поколения. Попытка преодолеть эту дистанцию, воскресить память о «забытых предках» или реконструировать свои собственные воспоминания – основной мотив большинства авторов.
Принято считать, что историю описывают в
учебниках и научных трудах. Но есть еще и история частного незаметного для учебников человека. Каждый из нас творит историю, просто проживая свою жизнь, однако свидетельства этой жизни зачастую остаются только в частных архивах. Научное описание прошлого предполагает внимание к деталям, задача же художника – увидеть в малом – большое, в частном – универсальные общечеловеческие проблемы. Это и попытались сделать участники выставки «Не забывай меня», исследуя истории своих семей.
Артем Беркович, куратор проекта
Искусство фотоархива.
Работы участников
Александр Прокофьев
Призрак
От пребывания в детском саду у меня осталось только одно фото – я в костюме зайчика на новогоднем празднике. Я забыл стихотворение и застыл под взглядами других. Время стало вязким, практически остановилось. Я не мог ни говорить, ни двигаться. Именно в этот момент фотограф сделал свой снимок, еще раз остановив мгновение, в котором я и так был обездвижен.
После этого на протяжении жизни этот зайчик, пусть и в другой форме, постоянно возвращался ко мне, лишая речи перед другими людьми, заставляя снова замирать и останавливаться тогда, когда путь впереди был свободен.
От этого зайчика никуда не спрятаться – он, как призрак, всегда найдет дорогу ко мне. Он несет послание, которое я должен вытащить на свет и суметь расшифровать. И я участвую в выставке, чтобы еще раз взглянуть на этого призрака, на его сообщение, чтобы превратить травмирующее событие в воспоминание, в простую карточку в семейном фотоархиве.

Александр Черепанов
Маленькие секретики
Возвращаюсь в старый двор, то место где прошло детство, школа, детский сад, улицы по которым бегал с друзьями, гулял с родителями, ходил в больницу, где все вместе собирались большой семьей: с двоюродными сестрами и братьями в саду у бабушки с дедушкой. Все эти места наполнены воспоминаниями и теми людьми, которые были рядом. Мне было важно снова вернуть их в те места, где они были вместе со мной. Но поскольку это моя личная, интимная история, я разместил небольшие изображения как "маленькие секретики", которые прятали за стеклами в детстве. И эти фотографии я таким же образом спрятал в памятных для меня местах: в ращелинах старого дома, в дупле дерева, в заброшенном здании старой больницы, в школе....
У каждого есть такая история и эти фотографии из старых альбомов хранят ее, хранят память о тех, кого нет рядом или не стало.
Анастасия Пряничникова
На добрую долгую память
В моей семье фотоальбом был единственным способом сохранить память о людях, прошедших через судьбы родных. Одноклассники, подруги из родного села, друзья по переписке из Праги, армейские
товарищи, бывшие коллеги… — их было много. Бабушка рассказывала о каждом: «Это Светка, мы с ней вместе учились в УПИ, сейчас живет в Пышме, трое внуков, сын умер. Вот помню, мы с ней тогда…».
Иногда на страницах альбома встречались незнакомцы. Бабушка морщила лоб и говорила: «Ну дедов друг, наверное… нет, не знаю такого». Этих людей никто не мог вспомнить, но их фотографии оставались на
своих местах. Меня с детства трогали эти истории. Кто-то же вклеил это фото! Значит, он мечтал сохранить воспоминание о чем-то или ком-то важном.
Потом я узнала, что такие «незнакомцы» есть почти в каждой семье. И начала собирать их...
Анна Бутырских
Семейный портрет
Семья — что это такое? Сколько людей можно считать своей семьей? Есть
ли у семьи границы?
Не так давно я пересматривала семейные альбомы, изучала старые фотографии. И пришла идея сделать большой портрет своей семьи, на котором бы присутствовали все родственники: далекие, близкие, те, кого
уже нет с нами. Идея, казалось бы, простая, но в процессе создания, у меня возникло множество разных впечатлений и размышлений.
Во-первых, я удивилась, как нас много - около 100 человек, целая толпа! Да, я конечно знаю родственников со стороны папы, со стороны мамы, кто где живёт. Но в обычной жизни не ощутить этого масштаба.
Через работу я почувствовала глубину своего рода, почувствовала, насколько проникаю в историю, в прошлое. Интересно, что «горизонт» нашей семьи чуть больше 100 лет. Самые старые фотографии родственников сделаны в начале 20 века. А информационное поле фактически ограничивается моими бабушкой и дедушкой, глубже сведения о родственниках обрывочны и неточны.
Собирая портрет, я стала задаваться и более философскими вопросами — что такое семья? Насколько широко это явление, есть ли у семьи границы, если размышлять не о камерном значении этого слова? Или
может быть мы все частички в бесконечной сети человеческих связей?
Людмила Колтушкина
На смену
Мой папа, Новиков Борис Сергеевич, всю жизнь проработал на Уральском Электромеханическом заводе.
«На работу славную. на дела хорошие,» — напевал он, уходя-приходя с работы на работу по сменному графику.
«Космос…» — загадочно говорил папа о своём эксперементальном цехе.
Ветеран труда и почетный атомщик, но это всё там, на смене. А дома-- другая смена. Папа, дедушка, рыбак-охотник, садовод, шахматист, мастеровой… Да много ещё кто, чего и с кем. Черно-белое газетное
однообразие эпохи прошлого века не сделало папу пешкой шахматной доски.
«На смену!» — это движение, а движение и есть жизнь.
Лёля Собенина
Копия верна
придуманные жизни моего двоюродного деда
В время пандемии я занялась оцифровкой своего семейного архива, и внимательно его изучила. Этот проект посвящен одной из историй, которые я нашла среди наших документов.
Когда моя прабабушка Мария выходила замуж за прадедушку Михаила, у нее уже был ребенок, сын – это запомнили все родственники, это был некоторый скандальный факт, но я ничего не знала о судьбе ее сына, даже не знала его имени. У меня не было возможности расспросить бабушку - она умерла, когда мне было 1,5 года, и она ничего не рассказывала о своей семье моей маме, никогда не упоминала ни о своем брате, ни о своей маме Марии.
В семейном архиве я нашла справку о составе семьи на момент ареста моего прадеда Михаила от 1937 года, в ней указаны: жена Мария (моя прабабушка), сын (пасынок) Зенин Владимир Леонидович, 16 лет (неизвестный брат бабушки), дочь Алинда, 8 лет (моя бабушка). Так я узнала точное имя и дату рождения этого человека: 1937 – 16 = 1921 год рождения.
ЗЕНИН ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ, 1921 года рождения - с этими данными уже можно что-то искать. И первым делом я решила проверить сайт «Память Народа», потому что во время Великой Отечественной войны была всеобщая мобилизация и на сайте оцифрован большой массив открытых данных.
Я нашла на этом сайте всего одно совпадение имя + дата рождения.
Сравнила данные из личного архива и в документах на сайте «Память Народа» - имя матери в карточке бойца совпало с именем моей прабабушки! Значит это действительно мой двоюродный дед. Кроме документов нашлась и фотография. И что-то такое было в этом серьезном молодом человеке, в его, неизвестной мне жизни. Владимир Зенин пропал без вести в 1941 году, в самом начале войны - казалось вот и конец биографии. А что, если он не погиб, и как могла сложиться его судьба? Так появилась идея этого проекта. Хотя, надо заметить, выжить, в то время, шансов было очень немного.
Я размышляла, как мог поступить молодой человек в военное время, знающий немецкий и, скорее всего, польский языки. Человек,
столкнувшийся с репрессивной государственный машиной и переживший арест близкого человека. Поскольку он был командиром взвода мотоциклетного полка, я подумала, что ему нравятся мотоциклы.
А, возможно, механик-отчим привил любовь к технике и кое-чему научил пасынка-подростка. В семье моего прадедушки все работали с техникой: прапрадедушка был паровозным машинистом, а младший брат - инженер-подполковник, работающий с танками. Я думала, каким он мог быть человеком – и воплотила эти воображаемые образы его жизни в фотографиях.
Среди фотографий этого проекта есть только одна оригинальная, настоящая - портрет Владимира Зенина с сайта «Память Народа». Все остальные - результат фотоманипуляций. Я придумала ему эти жизненные сюжеты, потому что мне грустно, что такой симпатичный молодой человек просто погибнет в мясорубке войны.
Это проект о ценности человеческой жизни, о неповторимости каждой биографии, о неожиданных поворотах судьбы и о тех решениях, которые мы принимаем в жизни.
Оксана Приходько
22 сентября
22 сентября — день осеннего равноденствия
22 сентября — я вышла замуж
22 сентября — 40 дней со смерти моего отца
22 сентября — умер мой дед
В своем проекте я работаю с семейным архивом через конкретную дату. Наблюдаю за взаимосвязью поколений, выстраиваю контакт между тремя мужчинами моего рода. В этом году 22 сентября в канун осеннего равноденствия я помянула родных и отметила деревянную свадьбу.
Олег Щелконогов
Вечные сюжеты
Слишком мало котиков. К такому выводу я пришел, изучая семейный фотоархив. Фотоальбомы родственников тоже не радовали обилием запечатлённых на память домашних питомцев.
Возможно, подумал я, здесь и проходит та граница между доцифровой и цифровой эпохами в фотографии - в возможности делать снимки без оглядки на стоимость фотобумаги и реактивов, на трудозатраты на печать снимков, на количество изготовленных копий.
Если не домашним любимцам, то чему ещё посвящены все эти глянцевые и матовые прямоугольники в фотоальбомах нашей семьи и родственников? Что считали важным, достойным сохранения на многие годы для передачи потомкам, для чего приглашали фотографов и тратили немалые деньги на изготовление снимков?
Что изображено на этих слегка потрескавшихся, а иногда и замятых снимках, что стало предметом изображения? Перебирая, пересматривая, вглядываясь в сохраненные на фотобумаге моменты прошедших дней, понимаю, что мой личный архив, архивы моих родственников, да и, пожалуй, основная часть любых семейных архивов - это, в основе, набор одних и тех же сюжетов, переменными в которых выступают персонажи, места действия и время происходящих событий.
Разные герои в различных локациях и разные моменты истории становятся составляющими очень похожих, иногда - практически идентичных сюжетов. Сюжетов, которые являются вечными и ценными для человека, его близких и родных. Сюжетов, которые повторяются из поколения в поколение, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие...
А как же котики? Котики – торжествующий сюжет цифровой эпохи.
Олеся Фрич
Родомер
Олеся Фрич В моем детстве была традиция в день рождения мерять рост у дверного косяка в бабушкином доме. В этом доме росли моя мама, 2 ее сестры и брат. Потом мы, их дети. Серо-голубой угол входной двери был с кучей засечек от ножа, перекрытых слоями краски, в которых уже невозможно было понять, где чья». Маленькие отметины детства в большой истории.
Неразрывная связь
Генетическую цепочка женского рода является непрерывной. Митохондриальную ДНК все получают от матери, но только девочки передают ее дальше своим детям. Этот тип клеток не рекомбинируется и при желании, эту материнскую генеалогию можно проследить примерно на 150-200 тыс лет назад до праматери всех ныне живущих людей африканской «митохон-дриальной Евы».
В «Неразрывной связи», используя фото различных поколений из личного архива, «фамильные артефакты» (пряжу распущенного половика, сотканного мамой моей мамы) и традиционные женские технологии (ткачества и вязания) выстраиваю часть своей ДНК генеалогического древа человечества.
Светлана Круглова
Три сестры
Моя мама Любовь Варзакова (р. 1964) и две ее старшие сестры Татьяна (р. 1960) и Галина (р. 1961) родились и выросли в Свердловске в семье с большим количеством родни. Жили в районе старой Сортировки, сначала в частном доме, затем родители получили квартиру. Бабушка работала в котельной РЖД, дед – водитель. Меня всегда очаровывали их рассказы о советском детстве со спортом, демонстрациями, обменом одеждой. Сестры идут по жизни вместе, как близкие подруги. Регулярно созваниваются, тем более с появлением мессенджеров. Но и раньше они поддерживали друг друга, совместно проводили отпуска, помогали с детьми.
Их портреты мне напоминают кинозвезд, а портрет мамы - архетипичную русскую девушку (светловолосую и светлоглазую, с носом-картошкой и длинной косой).
А вообще они образцовые советские девушки: комсомолки, спортсменки. Участвовали во всех спортивных командах школы – лыжи, волейбол, гимнастика... До сих пор бегают на лыжах, катаются на коньках, Татьяна в свои 60 лет садится на шпагат. Спорт и активность у них в крови.
По профессии Татьяна – инженер-строитель, Галина – фармацевт, Любовь – инженер-механик. Но в первую очередь они – мамы. Любовь к семье передают детям - у меня 4 двоюродных (одного уже нет в живых, к сожалению) и 1 родной брат. Мы все общаемся, дружим, ездим в гости.
Софья Разумовская
Обретая детский архив
В моем детском альбоме практически нет фотографий, где я старше 5 лет. То ли у родителей пропал энтузиазм меня снимать, то ли в сложные 90-е им уже было не до этого. Так что мое детство до подросткового возраста осталось практически без фотодокументации. Но остались воспоминания, которые до сих пор живут во мне.
Изредка приезжая в родной дом, я будто снова становлюсь маленькой, начинаю слышать голоса из прошлого и проживаю историю своих близких и их роли. Сейчас мой муж садится рисовать, как делал папа в моем детстве. Я хочу рисовать с ним, но у меня снова нет времени, ведь уже мои дети не дают мне сосредоточиться. Я чувствую силу женщин своей семьи и знаю, что смогу с многим справиться, но я никогда не видела как отдыхает моя бабушка и беспечно купается в озере, на берегу которого она прожила две трети жизни.
Мне нравится идея альтернативного семейного архива. Когда творческими методами можно сохранить воспоминания и даже пойти дальше — снять то, что так и не случилось в прошлом. Мои впечатления из детства не многочислены и в основном связаны с домом моей бабушки на берегу озера Таватуй, в котором проводила и до сих пор проводит лето вся наша семья. Сам дом, его обстановка, вещи и обитатели стали главными героями моей внутренней истории, которую я решила запечатлеть, в которой уже сложно отделить правду от вымысла.
Озеро памяти

История моей семьи тесно связана с озером Таватуй. В конце 17 века на его берегу поселились и основали одноименную деревню выходцы с Поморья и других регионов России, которые не приняли церковную реформу. Мои предки жили обособленно, соблюдая строгий старообрядческий уклад, и занимались в основном рыбной ловлей. Мой дед - Самсон Манин после войны возглавлял Таватуйский рыбзавод. Именно он построил дом на берегу этого красивого озера, который до сих пор собирает всю семью. Мне захотелось проецировать фото из нашего семейного архива на фоне воды. Ведь само озеро многие годы является важным участником жизни нашей семьи и жителей окрестных деревень. Оно не только кормит рыбой и радует красотой, но бывает коварным, забирая на дно людей. В конце 1950-х годов из-за подъема воды в озере было смыто старинное старообрядческое кладбище с захоронениями 18 века, где были могилы моих предков. Для меня родной и всегда разный Таватуй является напоминанием о течении времени и непрерывной трансформации жизни.
Юлия Шиловских
Девочки восьмидесятых
У меня сохранилось много фотографий моих подруг, одноклассниц, просто знакомых. Прошло уже около сорока лет, они уже постарели сегодня, многие из них стали бабушками. А эти черно-белые фотографии хранят в себе то время, время нашей юности. Это застывшие мгновения той жизни, и они никогда не постареют.