Что такое Школа городских маршрутов?
- Некоммерческая исследовательско-просветительская программа, ориентированная на освоение компетенций для разработки и проведения авторских экскурсий в городе
- Сочетает погружение в краеведение и историю города, профессиональные контакты с исследователями Екатеринбурга и приобретение навыков создания уникальных экскурсий
Что такое «авторская городская экскурсия»?
- Популярный способ массового просвещения и досуга в разных городах России и мира
- Переосмысляет привычные городские пространства, открывает другие ракурсы взгляда на город, превращает маргинальные зоны и окраины в источники нового опыта и вдохновения
- В центре экскурсий – фигура автора, который не только создает текст о городе, но становится посредником между горожанами и городом. Он может экспериментировать со способами описания города, форматами проведения экскурсий, методами вовлечения участников
Что ожидает слушателей Школы?
- Изучение основных принципов создания авторской экскурсии (методики, технологии) в городской локации
- Приобретение навыков по выявлению ценного и интересного в повседневной городской среде
- Взаимное обучение по технологии р2р («равный равному»), сочетание индивидуальной работы и коллективной экспертизы
- Возможность разработать собственный маршрут для проведения экскурсий в течение года
- Тьюторская поддержка в разработке маршрутов со стороны местных специалистов.
Кто может стать слушателем Школы?
Школа работает с двумя группами слушателей - начинающими и опытными гидами.

Участниками группы для начинающих гидов могут стать жители любого района Екатеринбурга в возрасте от 22 лет:
- обладающие опытом публичных выступлений;
- не имеющие опыта проведения экскурсий, но желающие научиться разработке собственных маршрутов.

Участниками группы для опытных гидов могут стать жители любого района Екатеринбурга в возрасте от 22 лет:
- имеющие опыт экскурсоводческой деятельности, но желающие разработать новый авторский маршрут;
- участники Школы прошлых лет.
Специфика Школы
Школа предлагает сосредоточить внимание на микрорайонах Парковый, Сортировка, Уктус, Заречный, Пионерский, а также на местах, связанных со 100-летней историей уральского университета, и заводских районах города. Помимо этого, предоставить свой архив для разработки авторских маршрутов готов ЦПКиО им. В.Маяковского. Перечень возможных локаций не ограничивается этим списком и зависит от предложений и предпочтений слушателей Школы.
Условия конкурсного отбора
Для участия необходимо заполнить электронную анкету Число участников ограничено. Участники отбираются по конкурсному принципу на основании заполненных анкет. Перед заполнением анкеты внимательно ознакомьтесь с Положением о Конкурсе
Положение о конкурсе
1. Общие положения

1.1. Данное Положение определяет цель, задачи, категории участников и порядок проведения Конкурса на участие в исследовательской и просветительской программе «Школа городских маршрутов» (далее – Конкурс) в 2020 г.
1.2. Организатор Конкурса – Автономная некоммерческая организация «Волонтёрское общество Свердловской области» (http://летатьвместе.рф/) в партнерстве с Музеем истории Екатеринбурга.
1.3. Официальный интернет-сайт Конкурса: http://cityschools.ru/facultet1
1.4. Конкурс проводится в рамках проекта «Народные университеты 2.0», реализуемого с использованием средств гранта Фонда президентских грантов.

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Целью Конкурса является поиск и подготовка нового поколения гидов по городу - людей, любящих исследовать город, показывать его другим и рассказывать интересные истории о его кварталах и жителях.
2.2. Задачами Конкурса являются:
а) формирование у участников компетенций в сфере разработки и проведения авторских экскурсий в городе;
б) создание коммуникационной площадки для обмена опытом между участниками Конкурса и профессиональными исследователями Екатеринбурга, содействие их дальнейшему развитию и распространению лучших практик.

3. Участники Конкурса

3.1. В 2020 году Конкурс проводится для двух групп слушателей – начинающих и опытных гидов. Каждая группа обучается по собственной программе.
3.1.1. Участниками Конкурса для начинающих гидов могут стать жители любого района Екатеринбурга в возрасте от 22 лет:
а) обладающие опытом публичных выступлений;
б) не имеющие опыта проведения экскурсий, но желающие научиться разработке собственных маршрутов.
3.1.2. Участниками Конкурса для опытных гидов могут стать жители любого района Екатеринбурга в возрасте от 22 лет:
а) имеющие опыт экскурсоводческой деятельности, но желающие разработать новый авторский маршрут;
б) финалисты Конкурса прошлых лет.

4. Принципы оценки участников Конкурса

4.1. Критерием оценки участников является уровень:
а) наличие идеи маршрута;
б) первичный сбор материала или проведённое собственное исследование;
в) опыт публичных выступлений;
г) мотивация к участию в Конкурсе.
4.2. Оценку конкурсных анкет осуществляет руководитель программы «Школа авторских маршрутов» Дмитрий Москвин.

5. Порядок проведения Конкурса

5.1. Конкурс состоит из следующих этапов:
а) регистрация участников;
б) предварительный отбор (дистанционно);
в) участие в образовательной программе (очно).
5.2. Для участия в Конкурсе кандидату необходимо не позднее 29 марта (включительно) заполнить электронную анкету.
5.2.1. Анкета для тех, кто принимают участие в Конкурсе впервые: https://forms.gle/smHbBqLsrSwR921A8
5.2.2. Анкета для гидов с опытом проведения авторских экскурсий и финалистов Конкурса прошлых лет: https://forms.gle/gCML4Q7CwngwL7Ug6
5.3. Информация о результатах конкурсного отбора рассылается каждому участнику Конкурса по указанному в анкете электронному адресу не позднее 31 марта.

6. Заключительные положения

6.1. Обучение в Школе авторских маршрутов бесплатное.
6.2. Образовательная программа стартует 9 апреля.
6.3. Занятия поделены на несколько блоков: теоретические и лекционные занятия проводятся в вечернее время в будние дни; практические занятия - по субботам (время по согласованию).
6.4. Обучение рассчитано на 2 месяца.
6.5. Результатом обучения должна стать авторская экскурсия, разработанная каждым финалистом Конкурса.
Занятие 1
Знакомство куратора и слушателей
Вопросы и ответы (1 уровень)
Занятие 2
Знакомство куратора и слушателей
Вопросы и ответы (2 уровень)
Занятие 3
Где искать материалы для исследования и как отличить «факт» от «фейка» (1 и 2 уровень)
В ходе вебинара разберем алгоритм поиска информации, узнаем о «закрытых» и «открытых» источниках и поговорим о том, как грамотно распорядиться обнаруженной информацией.

Ведущий вебинара: Евгений Бурденков, историк, заведующий научно-информационным центром Музея истории Екатеринбурга
Занятие 4
Авторская экскурсия: миссия автора и культура вовлечения горожан (1 уровень)
Специфика авторских экскурсий в городе: когда, зачем и для кого они появились. Опыт разных российских городов. Особенности городской медиации в современной России. Какие формы авторских экскурсий могут быть

Ведущий вебинара: Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель Центра авторских экскурсий, исследователь
Занятие 5
Непридуманные истории: методики и практики интервью
(1 и 2 уровни)
Как подготовиться к интервью и составить опросник, где найти информанта, какую стратегию интервью выбрать и что потом со всеми полученными материалами делать?

Ведущая вебинара: Наталья Граматчикова, кандидат филолог. наук, ст.н.сотр. Центра истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, доцент кафедры русской и зарубежной литературы УГИ УрФУ.
Занятие 6
Мастер-класс (2 уровень)
Иммерсивные практики проведения экскурсий
Занятие 7
Городская экспедиция в формате видео-презентации
Участники посмотрят два видеофрагмента с авторскими экскурсиями по Екатеринбургу. Зададут вопросы практикующим гидам и исследователям. Обсудят первое самостоятельное задание для разработки собственных маршрутов

Ведущие вебинара: Алёна Кунилова, выпускница Школы авторских маршрутов в 2018 г., Елена Шушарина, выпускница Школы авторских маршрутов в 2017 г., Дмитрий Москвин, руководитель Центра авторских экскурсий
Занятие 8
Как и где собирать личные истории (1 и 2 уровень)
На основе многолетнего опыта сбора интервью, работы с семейными фотоархивами и проведения исследовательских выставок будут предложены рекомендации для самостоятельной практической работы. Также можно узнать, какие возможности существуют сегодня для создания маршрутов, связанных с наследием советского архитектурного авангарда (конструктивизма).

Ведущие вебинара: Лариса Пискунова, кандидат философских наук, доцент УрФУ, руководитель проекта «Новая публичность авангарда», Игорь Янков, кандидат философских наук, исследователь соцгородков Свердловска
Занятие 9
Индивидуальные консультации с руководителем Школы
Занятие 10
Экскурсоведение: из каких обязательных блоков состоит экскурсия (1 и 2 уровень)
Практические рекомендации по разработке и проведению экскурсий в условиях города. Слушатели узнают основные нормативные акты, которыми регулируется экскурсоводческая деятельность; из каких блоков состоит программа экскурсии.

Вебинар ведет Екатерина Калужникова, кандидат культурологии, заведующая Водонапорной башней на Плотинке
Занятие 11
Экскурсоведение: безопасность участников прежде всего
(1 и 2 уровень)
Лекция посвящена основным техникам безопасности, которые обязан соблюдать каждый гид. Поговорим также о разных неожиданностях и подводных камнях в экскурсионной деятельности.

Вебинар ведет Екатерина Калужникова, кандидат культурологии, заведующая Водонапорной башней на Плотинке
Занятие 12
Мастер-класс «Как сделать участников экскурсии своими союзниками?» (1 и 2 уровень)
Практические рекомендации по работе с участниками городской экскурсии от одного из самых харизматичных гидов региона.

Анатолий Каптур, заведующий Домом-музеем П.П.Бажова в Сысерти, гид
Занятие 13
Индивидуальные консультации с руководителем Школы
Все вопросы по содержанию программы и обучению можно задавать Дмитрию Москвину dmitry_moskvin@mail.ru и через Telegram @dima_moskvin
Дмитрий Москвин
руководитель программы
кандидат политических наук, исследователь города, руководитель Центра авторских экскурсий