Курс для всех, кто мечтал стать писателем, кто хочет написать историю своей семьи или сохранить память о значимых событиях истории Екатеринбурга, его домов, районов и предприятий, рассказать о жизни жителей, ставших свидетелями и участниками исторических перемен.
  • Дмитренко Наталья Валентиновна
    Во время обучения было опубликовано мое интервью, благодаря которому познакомилась со своей шестиюродной сестрой, с которой мы стали соратниками в изучении нашей родословной.
  • Голяк Юлия Александровна
    Эта программа была ответом на мой запрос. Я хотела написать книгу, но не понимала, как это сделать. В результате участия в лаборатории воспоминаний у меня проявилась структура книги. Я поняла, как можно делать текст интересным, и почувствовала, что теперь я в состоянии реализовать свою задумку. Во время работы над книгой посещала архивы и звонила на предприятия, которые были связаны с этой историей. Самым неожиданным было то, что почти везде находила отклик, даже если не всегда мне могли помочь. Удалось разгадать несколько загадок в определении конкретных мест в городе по описаниям 60-70-летней давности. Это было интересно. И появилась связь с этими местами.

    Приятным бонусом был выигрыш гранта на печатные экземпляры. Желаю проекту расти и развиваться. И чтобы с каждым выпуском росло число изданных книг студентов Лаборатории Воспоминаний. И чтобы когда-нибудь случились 23 книги от 23 участников.
  • Колтушкина Людмила Борисовна
    Лаборатория, конечно, изменила мою жизнь. Книга вышла. Со всех уголков земли пишут люди и рассказывают свои воспоминания. О своих родственниках и о времени. Проект состоялся. Всё очень доброжелательно. С юмором. Душевно. Как в большой семье. Каждый автор лаборатории поднял такой интересный, самобытный пласт в истории города. Спасибо. Давайте снова учиться и учить! Дальше и больше
  • Худякова Тамара
    Проект изменил мою жизнь сильно! Конечно, я и не думала, что могу писать. Теперь постоянно" пишу" в голове. Амбиций нет, но вы научили думать по-другому, укладывая мысли в строчки. Я очень благодарна!!! Все знакомые, кто узнавал об этом проекте, оживлялись. Я поняла, что очень много людей вынашивают свои воспоминания и не знают, что с этим делать. Мне повезло!
  • Шиловских Юлия Павловна
    Я решила принять участие в проекте по принципу "лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть". Но даже не ожидала, что это будет так здорово. Пока ещё моя книга в процессе работы, но за это время со мной произошло много удивительных событий: познакомилась со многими замечательными людьми, открыла в себе потенциальные способности, о которых и не подозревала.
  • Оксана Григорьева
    В 2020 году я начала писать книгу про свою семью, но была не уверена, что получиться. т.к. я инженер по образованию и писательского опыта не имела. В процессе обучения в "Лаборатории воспоминаний", появились новые знания (особенно помогли занятия с Еленой Ленковской и Дианой Корольковой), убеждение, что надо ее закончить и всё получилось! Во время написания книги обрела троюродную сестру, которая стала не только единомышленником и мощной поддержкой, но и дизайнером данной книги.
  • Ольга Уколова
    Очень интересно было собирать воспоминания и материалы для книги, познакомилась с новыми интересными людьми, чуть-чуть прокачала навыки ведения экскурсий. И, конечно, ещё больше полюбила Екатеринбург!
  • Мария Садыкова
    Больше, чем отдельные истории, запомнились их авторы - увлеченные, талантливые, умеющие извлекать жемчужины сюжетов из собственных и чужих повседневных впечатлений и воспоминаний.
«Нарисованный город» - это экспериментальная арт-программа для взрослых, сочетающая прогулки по городу и обучение навыкам его зарисовок
  • Иванова Эльмира
    Участвовала в двух программах одновременно, было безумно увлекательно и интересно. Я выходила за рамки привычного, тем более у меня вообще не было опыта в этих направлениях (рисование, литература). Изменила это точно! Я стала более уверенна в себе и своих силах, поняла что все возможно, было бы желание и время. Понравился формат онлайн, так как у меня маленькие дети и не всегда есть возможность посещать мероприятия оффлайн. Мы даже с ребенком победили в международном конкурсе поделок, и все благодаря курсу рисования) А благодаря курсу «Лаборатория Воспоминаний» я смогла написать историю Семьи и правильно оформить книгу. Результаты превзошли ожидания. Когда подавала заявку, даже не думала, что будет так круто.

  • Аникина Ирина Николаевна
    Да, эта программа изменила жизнь к лучшему, так как многое перестало быть невозможным. Стали лучше получаться творческие задумки.
Участники получают актерские навыки, осваивают различные приемы и способы творческого осмысления городских локаций, исторических событий и биографических фактов в театрализованной интерактивной форме.

  • Глотова Наталья Владимировна
    Актёрская мастерская дала мне возможность активной жизни, не смотря на дистанционную работу в связи с проблемами со здоровьем. Получая обратную связь от участников много нового узнала про себя, появилось больше уверенности в себе, я могу выступать без дрожи в голосе!, я получала удовольствие от общения. Экскурсия в музей Плодоводства, прикосновения к истории садика (деревянный особняк рядом с башней Исеть), интерьеры ОДО восторг.
  • Анна Коляденкова
    Это был проект «Живая газета», созданный участниками Актерской мастерской «Народных университетов 2.0»

    Мы подготовили и прочитали подборку статей из газеты "Уральский рабочий" за 1937 г.
    1937 год положил начало "Большому террору", в результате которого было расстреляно более 600 тыс. человек, и более 1 млн. оказались в лагерях. В частности, в сентябре была расстреляна вся редакция "Уральского рабочего". Были репрессированы и многие люди, о которых выходили статьи на страницах газеты. Но газета с новым составом редакции продолжала писать про жизнь. Жизнь страны, жизнь города. Писать про заботы и радости "свердловцев" (а не свердловчан! ) и других советских людей.
    И мы читали про жизнь. Про то, что жители ВИЗа ждут, когда к ним проведут ветку трамвая. Про то, что жители домов вокруг Зелёной рощи возмущены вырубкой сосен в роще, которую устроила местная администрация в своих корыстных целях. Про горячие сосиски, что их в Свердловске не достать, хотя в сосисках недостатка нет. Про желание горожан сделать озеро Шарташ городским водным парком.
    Мы читали про завершенные и незавершённые большие дела страны. Про строительство канала Москва-Волга, для которого Уралмаш выпускал стальные опоры мостов. В газете не было написано, кто и в каких условиях строил этот канал. Но он был построен за пятилетку и функционирует до сих пор.
    А вот дирижабельному сообщению Москва-Свердловск, которое должно было сделать регулярным с 1938 г. не суждено было реализоваться. В 37-м году был совершен успешный пробный полет, про который и написал "Уральский рабочий". А в феврале следующего года дирижабль СССР В6, предназначенный для дальних пассажирских перевозок, потерпел катастрофу при попытке спасти папанинцев. Причём экипаж дирижабля сам просил у руководства СССР разрешения участвовать в этой операции. Это было время, когда каждый хотел совершить подвиг.
    Мы читали и про политику. Про сильнейшую милитаризацию всех слоев населения от мала до велика. Про закон о запрете абортов и материальной помощи многодетным семьям. Многодетнось, к слову, начиналась не с 3-го ребенка, как сейчас, а с 7-го.
    У нас были зрители. Не очень много. Разные. Все оказались тронуты и заинтересованы "Живой газетой". Получился небанальный способ прикоснуться к прошлому своего города, своей страны, который хочется повторить ещё для какого-нибудь года. Можем повторить
Научно-просветительская программа, ориентированная на освоение компетенций для разработки и проведения авторских экскурсий в городе. Сочетает погружение в краеведение и историю города, профессиональные контакты с исследователями Екатеринбурга и приобретение навыков создания необходимых экскурсий
  • Гоцуленко Светлана Васильевна
    Обучение в проекте "Народные университеты" позволило мне реализовать свою давнюю мечту, стать экскурсоводом и делиться с гостями своей любовью к родному городу. Да, я оставила свою прежнюю офисную работу, создала городское сообщество "ЕкаХод", стала самозанятой и ведение городских экскурсий теперь для меня профессия.
    Я смогла открыть в себе новые способности. Оказалось, что я могу писать путеводители и даже рисовать. Создатели университетов поражают меня своей способностью генерировать идеи, которые позволяют горожанам реализовывать себя в самых разных сферах для того, чтобы Екатеринбург обогащал свою информационную, краеведческую и туристическую инфраструктуру.
    Больше всего я радуюсь тому, что мне удалось найти тёплые слова, чтобы описать свой Юго-Западный район, в котором живу уже больше четырёх десятков лет, и проложить по нему целых два экскурсионных маршрута "Юго-Запад: город шагает на пустырь" и "Экспедиция по Бардина".
    У меня родились он-лайн экскурсии "Жизнь замечательных домов Юго-Запада" и "Народная топонимика Юго-Запалного района".
    Самое интересное, что три года, что я водила экскурсии по району, я каждый раз призывала к нам, на ЮЗ современных художников, которые принесли бы новые смыслы вместо давно рухнувших советских лозунгов. В 2022 году не только Анастасия Тимофеева по моей просьбе украсила любимый Собачий парк тремя работами из серии "Скрытый космос", но и художник Красил Макар разместил здесь свой необычный "Портал из прошлого в будущее". Получается, если достаточно точно формулировать свои пожелания, они обязательно сбудутся и это здорово.

  • Космакова Елена Евгеньевна
    Я познакомилась со многими замечательными людьми, с некоторыми общаюсь до сих пор. Поверила, что в городе есть много неравнодушных, открытых специалистов и любителей, которые связаны друг с другом в особую гражданскую культурную сеть. Это меня очень греет и глубоко трогает, потому что до сих пор город казался куда более суровым и разобщенным.
  • Мария Зенкова
    Благодаря участию я на постоянной основе провожу свою авторскую экскурсию, много узнала о районе, где живу и научилась брать интервью у местных жителей. Появились идеи для ещё нескольких экскурсий. Я стала более внимательна к городу, а он - ко мне))
  • Алексей Белых
    Получил новый взгляд на город, умение находить и анализировать информацию об истории Екатеринбурга и городской среде. Ещё больше стал любить свой район и город в целом.
  • Чурсина Дарья
    Я пошла в ШГМ именно потому, что мне перестал нравиться Екатеринбург, у меня было жуткое желание уехать в любой другой город в 2019 году. После многих классных занятий, на экскурсиях, в рассказах друзьям и близким о подготовке, учебе и сообществе, я поняла, как я люблю свой город и хочу делиться этим с другими людьми! До сих пор мои друзья просят проводить экскурсии (я перестала водить для незнакомцев), привозят своих знакомых, чтобы я показала им Химмаш со своей высоты полета (на 25 этаже заканчивается экскурсия). Спасибо вам большое за такую возможность и чудесное открытие!
    Я вдохновлялась и мне очень нравится вся экскурсия Алены Куниловой про ее улицу Бажова. Впервые, когда я узнала о таком формате - просто идешь и рассказываешь все-все про улицу, на которой живешь - я очень удивилась: «Это как же надо любить свою улицу, чтобы ей посвятить целую экскурсию!». Но в процессе той самой экскурсии, а уже дальше при подготовке своей, я поняла, что ничего сверхъестественного в этом нет, наоборот странно, если ты не любишь то место, где живешь. Алене больше спасибо и привет!
  • Всеволод Орешкин
    Я изначально относился к городу с пиететом, поэтому догадывался, как много разных маршрутов в нем может быть. Самое главное, что я для себя заново открыл место, где я живу, свой посёлок. И до сих пор могу рассказать соседям о том, какое это прекрасное место, и почему его нужно оберегать и лелеять. Я рад, что прошёл обучение в школе городских маршрутов. Кроме прочего, это позволило мне познакомиться со многими интересными людьми.
  • Всеволод Преображенский
    Примерно год назад я стал фотографировать дома в своем поселке и выкладывать их в инстаграм. По реакции подписчиков я понял, что индивидуальная застройка – назовем ее «Одноэтажный Екатеринбург» – это терра инкогнита для большинства жителей города. Тогда и появилась идея организовать экскурсию по Новоэкскаватороному поселку, где я живу, чтобы рассказать его историю и показать наиболее сохранившуюся историческую застройку.
    Но одно дело прогулка, а другое – экскурсия. Нужно было знать, где искать документы, фотографии, прессу тех лет. На занятиях в школе городских маршрутов я понял, с какой стороны вообще к этой информации подступиться. Помимо разъяснений, что и как искать и в каких архивах, нас научили, как правильно общаться с людьми, как строить драматургию маршрута.
    Я боялся, что действующие ограничения не позволят закончить обучение, но, к счастью, Дмитрий Москвин перевел всё обучение в онлайн. Хотя нет, не всё. Были придуманы нестандартные форматы. Например, мы ходили по маршрутам друг друга в одиночку, когда нельзя было собираться группами. И помогали одногруппникам наполнять контент экскурсий.
    Я очень рад, что прошел обучение в школе городских маршрутов, где не только получил новые скиллы, но и обрел новых единомышленников.
  • Анастасия Печëрских
    Идея участвовать в «Школе Авторских Маршрутов» родилась спонтанно. Я случайно увидела объявление о приеме студентов. До окончания набора оставался день и я незамедлительно отправила заявку руководителю школы – Дмитрию Москвину. Миссия «школы» мне показалась очень смелой: профессиональным гидом может стать любой гражданин города, без соответствующего образования, было бы желание!
    До «Школы Авторских Маршрутов» я относилась к нашему городу можно сказать «прохладно». Конечно, у меня, как у большинства жителей были свои любимые места, которые мне нравилось рассматривать, приходить снова, но признаться честно, это не то же самое, когда ты сам лично начинаешь изучать историю города, зданий, людей, которые в них жили, или живут. Чем больше я изучала свой маршрут, тем сильнее менялось мое представление о городе в целом. Я стала замечать много прекрасных зданий, рассматривать их, идя на работу и с работы. Иногда меня охватывало чувство эйфории от созерцания прекрасного: в городе много красивых зданий, которые мы просто не замечаем!
    Очень обижает и расстраивает факт, что много уникальных зданий идут под снос, а застройщики, каждый старый дом считают «бараком»! И мне очень нравится, что ребята, которые рассказывают о месте, в котором родились и живут, заостряют в своих маршрутах эту проблему. Высотный, каменный и стеклянный город лишает человека истории, делает его безликим, антиисторичным. У места нет истории, если на нем появляется очередной котлован для высотки! «Уважать себя, окружающих и место, где ты живешь!» – вот основной посыл школы и это прекрасно!
2-месячная программа, на которой слушателей учат делать крутые сувениры и мерч. Мы изучаем процесс их создания по этапам. А своими знаниями и опытом делятся супер-эксперты из разных городов России!
  • Alla Ayshpor
    Дополнительное образование - это всегда круто, особенно, когда это хорошо организовано. Узнала про крутых российских дизайнеров( самое смешное, что один оказывается живёт в соседнем подъезде, а с другим я теперь делаю совместный проект). Появилась возможность реализовать продукцию со своим дизайном в большом тираже, а реальные проекты здорово прокачивают портфолио.
  • Екатерина Червонных
    У меня крайне позитивные впечатления от программы: то, что хотела, то я и получила! Ожидания совпали с реальностью. Понравилось, что у нас был теоретический блок, а затем практический – теорию мы сразу реализовали на практике. И выезды на производства, где мы могли все потрогать, посмотреть – это тоже было очень круто, расширило представление о работе отрасли. На «Сувенир-заводе» больше всего я прокачала навык ведения реального клиента от брифинга до защиты концепции. Основной трудностью во время разработки было суметь договориться между с собой, даже не с клиентом, и прийти к какому-то единому мнению. Я довольна мерчем нашей команды, но всегда считаю, что можно еще лучше. Идея и ее воплощение с учетом уже существующей айдентики бренда – мне кажется, у нас получилось все это совместить. Среди других команд мне понравились разработки «7 районов» – с наклейкой «Заречный» я уже езжу по своему району. У «Горы Белой» отличное наполнение линейки, они реально запарились и придумали клевую коллаборацию с косметическим брендом. У «Авиа» зашли сами идеи и дизайн. Считаю «Сувенир-завод» очень важным проектом. Если мы берем стандартный сувенир с Екатеринбургом, то он очень грустный. Хотя есть крутые авторские, среднестатистический сувенир все еще выглядит слабо. Чем больше проектов, обсуждений вокруг, тем лучше для города, потому что если тема есть в информационном пространстве – она актуальна, существует и что-то с ней будет происходить.
Город 7 историй – это сценарная мастерская и киношкола для любителей и профессионалов по съемке художественного кино про разные эпохи из жизни Екатеринбурга. Проект - это способ горожанам проникнуть в историю города, оживить ее для себя
  • Романова Оксана
    Впечатлений было много. Самым сильным стало ощущение от публичной читки, когда мою пьесу зачитывали актеры на сцене. Персонажи будто и правда ожили. Сначала было очень смешно, а потом грустно. Подумала: "Что же я наделала? Как же я могла так поступить со своим героем? Человека невеста бросила, как жаль...".
    Про город - да, много материалов было непосредственно в курсе, и попутно много пришлось изучить. С интересом узнавала, где у нас была Дровяная и Хлебная площади, как много раз горел и восставал из пепла Гостиный двор. Понятия не имела, что в городе был острог для старообрядцев, где их содержали в жестоких условиях, я им от души сочувствовала. С грустью узнала, что Екатеринбург сто лет назад, как и сейчас, не изобиловал парками и зелеными зонами, а горожане не стремились поддерживать в чистоте и порядке даже то, что было (история Симановской дачи, куда сначала открыли, а потом закрыли свободный вход).
    Удивительным открытием была популярность роликовых катков (из рекламы узнала).
    Отношение к городу не изменилось, скорее, на него наложился какой-то новый слой, в сознании теперь как бы два Екатеринбурга - тот и нынешний.
    В целом, опыт для меня опыт оказался трудным. При том, что я пишу тексты всю жизнь, я и не подозревала, насколько сложен жанр драматургии: выдумывать персонажей, их мысли и чувства куда труднее, чем проводить интервью и описывать настоящих людей. Повторять опыт пока не решаюсь, хотя...
Вы научитесь находить респондентов, проводить интервью и составлять опросники. Каждый студент Школы выйдет "в поле" к настоящему респонденту, полученные материалы станут основой для дальнейшей работы над конкретным музейным проектом. Лучшие из собранных интервью включаются в проекты Музея истории Екатеринбурга и других институций города
  • Салтанат Мухамеджанова
    Ранее я слышала про такие понятия как авангард, конструктивизм, но никогда не думала, что узнаю о них лучше через подобные проекты. Мне было интересно посещать лекции на Ленина 52.Сейчас я понимаю, что каждый дом это не просто строение - это целая история, о которой можно узнать от жильцов, проводить интересные исследования, обратить внимание на декоративную часть или другие технические решения.
Главная особенность курса – сочетание фотографии и изобразительного искусства. Практикумы по фотографии и скетчингу буду проходить поочередно в разных городских локациях. Скетчинг или техника быстрых набросков позволяет тренировать наблюдательность и более включенным образом изучать городскую среду и мир в целом. Замысел авторов курса состоит в том, чтобы помочь участникам увидеть улицу не просто как ряд домов по краям дороги, а как социальное пространство с многообразием человеческих типажей и судеб.
  • Колтушкина Людмила
    Это другой мир. По ту сторону экрана. Вы смотрите на город как на сказку. И вдруг эта сказкам оживает. В ней начинают двигаться и дома, и фонари, и люди. Посмотрите, скамейка снимает шляпу и здоровается с вами, а урна рядом с ней закрыла глаза и спит.
  • Ксения Безукладникова
    Необычный опыт взаимодействия с городом, попробовала новые для меня техники, узнала много нового о фотоискусстве. Стала замечать интересные детали, людей на улицах города.